Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя"

Часть 1  Часть 2  Часть 3  Часть 4  Часть 5  Часть 6  Часть 7  Часть 8  Часть 9


                       Терапевтические эффекты
               интенсивного дыхания (пневмокатарсис)

   В течение многих веков было известно, что глубокие  изменения  созна-
ния можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание.  Процеду-
ры, использовавшиеся для этих целей в древних  и  незападных  культурах,
охватывают широкий диапазон возможностей - от грубых вмешательств в  ды-
хание до тонких и сложных упражнений, существующих в различных  духовных
традициях. Например, первоначальная форма крещения, практиковавшаяся ес-
сеями, состояла в насильственном погружении инициируемого в  воду,  что,
как правило, приводило человека на грань смерти от  удушья.  Эта  грубая
процедура таким образом вызывала убедительное переживание смерти и  рож-
дения, лишь отдаленным отголоском чего  является  современная  процедура
обрызгивания водой и произнесения молитвы. В других школах неофиты  под-
вергались окуриванию дымом до полусмерти, удушению, y  них  пережималась
сонная артерия. Глубокие изменения в сознании могут быть вызваны  обеими
крайностями в отношении дыхания - интенсивным дыханием и длительным  ли-
шением дыхания, или сочетанием того и другого. Сложные и развернутые ме-
тоды такого рода можно найти в древнеиндийской науке дыхания - пранаяме.
   Специфические техники, включающие интенсивное дыхание,  равно  как  и
его задержку, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги,
тибетской ваджраяны, суфийских практик, в буддийскую (Бирма) и  даосскую
медитации и т. д.  Более  тонкие  техники,  основанные  скорее  на  спе-
циальном внимании к дыханию, чем на  изменении  его  динамики,  занимают
важное место в дзен-буддизме школы Сото и в некоторых даосских  и  хрис-
тианских практиках. Косвенным образом на ритм дыхания значительно влияет
исполнение таких ритуалов, как обезьяньи песни Бали, или кетджак, горло-
вая музыка, эскимосов-инуитов, пение киртан, бханджан или суфийских  пе-
сен.
   Мы испробовали в наших месячных семинарах в Эсаленском институте раз-
личные техники изменения дыхания, ви4тые нами как из духовных  традиций,
так и из различных направлений гуманистической  психотерапии.  Из  всего
этого мы выбрали простое увеличение частоты дыхания. Мы пришли к выводу,
что специфические техники дыхания менее важны, чем просто тот факт,  что
человек дышит быстрее и глубже, чем обычно,  полностью  сосредоточившись
на том, что происходит при этом внутри него. Стратегия холотропной тера-
пии состоит в том, 'чтобы доверять внутренней  мудрости  тела.  Человеку
рекомендуется прислушиваться к внутренним ключам организма, а не  следо-
вать некой внешней концептуальной схеме
   Мы многократно убеждались в справеднивости наблюдений Вильгельма Рай-
ха, что психологические сопротивления и защиты используют механизм огра-
ничения дыхания. Дыхание занимает  особое  место  среди  физиологических
функций тела. Это автономная (непроизвольная) функция, но она также лег-
ко поддается сознательному управлению. Увеличение частоты и глубины  ды-
хания, как правило, ослабляет психологические защиты и ведет к высвобож-
дению и проявлению бессознательного  (и  сверхсознательного)  материала.
Человеку, не пережившему этого процесса или не бывшему  его  свидетелем,
трудно поверить, насколько мощной и эффективной может быть эта техника.
   То, что происходит во время  терапевтического  сеанса,  использующего
интенсивное дыхание, очень различно y разных людей и может быть  описано
в самых общих терминах  или  статистически.  В  некоторых  случаях  дли-
тельное интенсивное дыхание ведет  к  возрастающей  релаксации,  чувству
расщирения и благополучия, к видению света. Человек может быть  исполнен
чувства любви и мистической связи с другими людьми, природой, всем  кос-
мосом, с Богом. Во время подготовки к сеансу надо оговорить, что пережи-
вания такого рода в высшей степени целительны их следует поощрять и под-
держивать.
   Удивительно, но многие люди западной культуры из-за  влияния  протес-
тантской этики или по иным причинам испытывают трудности в принятии  эк-
статического опыта, если только ему не предшествуют тяжкие страдания или
непосильный труд, да даже и при этом условии. Они полагают, что не  зас-
луживают этих экстатических переживаний, и реагируют на них чувством ви-
ны. Если эта проблема выяснена и человек готов принять свой опыт,  сеанс
может проходить от начала до конца без малейшего вмешательства  терапев-
та и быть чрезвычайно благотворным и  продуктивным.  Вероятность  такого
мягкого протекания возрастает по мере увеличения числа холотропных сеан-
сов.
   Однако в большинстве случаев интенсивное  дыхание  поначалу  приносит
более или менее драматические переживания в форме интенсивных эмоций или
психосоматических проявлений. Прежде чем говорить об использовании дыха-
ния в терапевтических целях, представляется необходимым особенно для чи-
тателей с медицинским образованием, рассмотреть вкратце некоторые  пред-
рассудки относительно интенсивного дыхания, глубоко укоренившиеся в  ме-
дицинских кругах на Западе. Учебники по физиологии дыхания описывают так
называемый гипервентиляционный синдром  -  якобы  стандартную  и  обяза-
тельную физиологическую реакцию на быстрое дыхание. В этот синдром  вхо-
дит знаменитый карпопедальный спазм - тетанические (столбнячные) судоро-
ги рук и ног.
   Симптомы гипервентиляционного синдрома рассматриваются обычно в  кон-
тексте патологии и объясняются биохимическими изменениями в составе кро-
ви - увеличением щелочности и уменьшением ионизации кальция. Хорошо  из-
вестно, что y определенных психиатрических пациентов  развиваются  спон-
танные эпизоды гипервентиляции с драматическими эмоциональными и  психо-
соматическими проявлениями; особенно отличаются  этим  истерические  па-
циенты. Обычно в таких случаях назначают  транквилизаторы,  внутривенные
вливания кальция и бумажную маску на лицо.
   К настоящему времени мы провели дыхательные сессии с многими  тысяча-
ми людей и пришли к выводу, что такое  чисто  физиологическое  понимание
действия интенсивного дыхания не верно. Существует много людей, для  ко-
торых даже весьма значительное интенсивное  дыхание  в  течение  долгого
времени не ведет к классическому гипервентиляционному синдрому, а  обес-
печивает все большую релаксацию, интенсивные сексуальные чувства или да-
же мистические переживания. У других возникают  напряжения  в  различных
частях тела, но в  конфигурациях,  совершенно  не  похожих  на  карпопе-
дальный спазм. Более того, продолжение интенсивного дыхания ведет  не  к
увеличению этих напряжений, а к их кульминации, за которой следует  глу-
бокая релаксация. Эта последовательность по своей  структуре  напоминает
динамику сек"уального оргазма
   Кроме того, при продолжении холотропных сеансов существует  тенденция
последовательного уменьшения общего объема мышечных  напряжений  и  неп-
риятньт эмоций. По-видимому, организм реагирует на изменяющуюся биохими-
ческую ситуацию тем, что выносит на поверхность, более или менее стерео-
типным образом, различные старые,  глубоко  укоренившиеся  напряжекия  и
дает им периферическую разрядку. Это высвобождение связанных  энергий  в
течение холотропных сессий может происходить двумя способами.
   В первом случае это катарсис,  или  отреагирование,  заключающееся  в
дерганье, дрожании, резких движениях тела, кашле, рвоте, криках  и  дру-
гих горловых проявлениях или в возрастающей активности  автономной  нер-
вной системы. Этот механизм хорошо известен в психиатрии со времен  пуб-
ликации Зигмундом Фрейдом и Йозефом Брейером их исследования  истерии  В
традиционной психиатрии  таким  способом  лечат  травматические  эмоцио-
нальные неврозы, и этот путь часто применяется в новых направлениях  эм-
пирической  психотерапии  -  неорайхианстве,  гештальт-терапии,  терапии
"первичным криком". Если дело не ограничивается биографическим уровнем и
есть возможность перейти на перинатальный и  трансперсональный,  то  это
эффективный психотерапевтический механизм  для  снятия  эмоциональных  и
психосоматических напряжений,
   Второй механизм представляет собой нечто новое в психиатрии и  психо-
терапии и, по-видимому, является в некотором отношении даже более эффек-
тивным. Здесь глубокое напряжение выходи" на  поверхность  в  виде  дли-
тельного мышечного напряжения или спазмов Поддерживая в течение  продол-
жительного времени такое мышечное напряжение, организм потребляет огром-
ное количество связанной энергии и затем упрощает свое функционирование,
освобождаясь от нее.
   Эти два механизма имеют свои параллели в спортивной  физиологии,  где
хорошо известно, что можно совершить работу  тренировки  мышц  одним  из
двух способов - изотоническим и изометрическим. Как показывает сам  тер-
мин, во время изотонических упражнений напряжение  мышцы  остается  пос-
тоянным, в то время как ее длина меняется; в изометрических  упражнениях
напряжение мышцы меняется, в то время  как  длина  остается  постоянной.
Примером изотонической активности может служить бокс, тогда  как  подня-
тие тяжестей - изометрическая деятельность. Несмотря на некоторое разли-
чие, эти два механизма имеют много общего, и в холотропной  терапии  они
эффективно дополняют друг друга.
   Типичный результат хорошего холотропного сеанса  -  глубокое  эмоцио-
нальное облегчение и физическое расслабление; многие люди  рассказывали,
что чувствовали себя при этом более расслабленно, чем когда-либо раньше,
продолжающееся в течение сеанса интенсивное  дыхание  оказывается  таким
образом чрезвычайно мощным и эффективным средством уменьшения стресса  и
ведет к эмоциональному и психосоматическому здоровью. Спонтанные  эпизо-
ды интенсивного дыхания y психиатрических пациентов можьо  рассматривать
как попытки самолечения организма. Подобное понимание можно найти в  ли-
тературе по духовным проблемам. В сиддха-йоге и кундалини-йоге  намерен-
ное интенсивное дыхание (бхастрика) используется в качестве одной из ме-
дитативных техник, а эпизоды быстрого дыхания, называемые "крийа",  час-
то возникают спонтанно как одно из проявлений Шакти, или  активизирован-
ной энергии кундалини. Эти наблюдения указывают, что спонтанные  эпизоды
быстрого дыхания, возникающие y психиатрических пациентов, следует  ско-
рее поддерживать, чем подавлять любыми средствами.
   Протекание холотропных сессий значительно  различается  не  только  y
разных людей, но и y одного и того же человека. Как я  уже  упоминал,  в
некоторых случаях сессия может от начала  до  конца  проходить  без  ка-
ких-либо  эмоциональных  или  психосоматических  трудностей.  Однако   в
большинстве случаев интенсивное дыхание поначалу приводит  к  более  или
менее драматическим событиям. Спустя  некоторое  время  y  разных  людей
по-разному возникают сильные эмоции и развиваются стереотипные блоки так
называемого мышечного панциря.
   Эмоции, возникающие в этом контексте, могут быть весьма разнообразны-
ми. Это может быть гнев и агрессия, тревога, печаль и угнетенность, чув-
ство неудачи и неполноценности, вины и. отвращения и  т.  п.  Физические
проявления могут состоять в мышечном напряжении, головных болях и  болях
в других частях тела, тошноте, рвоте, удушье, усиленном  слюноотделении,
потении, сексуальном возбуждении и самых различных движениях.
   Некоторые люди остаются совершенно спокойными и неподвижными.  У  них
могут возникать глубокие переживания, но внешне кажется, что с ними  ни-
чего не происходит или что они спят. Другие  выглядят  взволнованными  и
проявляют двигательную активность, их трясет и скручивает, они крутятся,
вертятся, принимают позу эмбриона, ведут себя как  младенцы,  с  усилием
проходящие через родовой канал, или выглядят и ведут себя  как  новорож-
денные. Часто имеют место  движения,  напоминающие  ползание,  плавание,
толкание, карабкание. Возможны богатые акустические  проявления,  в  том
числе вздохи, рыдания, плач, крики, детский лепет, бормотание,  спонтан-
ное пение, глоссолалия и широкий спектр звукоподражаний животным.
   Иногда движения и жесты могут быть чрезвычайно утонченными, сложными,
дифференцированными и весьма специфическими. Сюда  относятся,  например,
движения, напоминающие ползание змеи, полет птицы или походку  кошачьих,
сопровождающиеся соответствующими звуками. Иногда люди спонтанно  прини-
мают какую-нибудь йогическую позу (асану) или осуществляют соответствую-
щий жест (мудры), не будучи знакомыми е ними в обычном состоянии. Време-
нами автоматические движения и/или звуки напоминают ритуальные танцы или
другие ритуальные действия из различных культур - шамайское пение, яван-
ские танцы, балийское обезьянье пение, символические движения  индийских
школ танца Катакали или Манипури, горловой музыки эскимосов-инуитов, ти-
бетского или монгольского многоголосного (исполняемого одним  человеком)
пения, японского Кабуки.
   Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в  оп-
ределенных частях тела. Не будучи простыми физиологическими реакциями на
интенсивное дыхание, они имеют сложную психосоматическую структуру.  Они
различны y разных людей и обычно имеют для каждого человека  специфичес-
кое психологическое значение. Иногда они  являются  усиленным  вариантом
напряжений и болей, известных человеку по его  повседневной  жизни,  или
хронической проблемой, или симптомом, который появляется в  определенные
моменты (например, в периоды  сильного  эмоционального  или  физического
стресса, крайней усталости, недосыпания, ослабленности болезнью) или под
действием алкоголя или марихуаны В других случаях  в  них  можно  узнать
реактивизацию старых трудностей, которые человек  переживал  в  детстве,
отрочестве или во время серьезных эмоциональных стрессов.
   В большинстве случаев можно распознать специфические  биографические,
перинатальные или трансперсональные источники различных форм  психосома-
тического дискомфорта, возникающего во время холотропного дыхания,  или,
по меньшей мере, обнаружить их общее психологическое значение.  Далее  я
опишу типичные области физических напряжений, возникающих во время сеан-
сов холотропного дыхания, и их наиболее  распространенные  психологичес-
кие связи. Важно подчеркнуть, что такие описания являются статистически-
ми по своей природе, они указывают лишь на наиболее  частые  проявления,
наблюдавшиеся y больших групп людей в течение большого количества  сеан-
сов. В каждом отдельном сеансе человек может пережить лишь некоторый на-
бор подобных напряжений, часто весьма ограниченный.
   Если спазм развивается в руках или ногах (карпопедальный  спазм),  то
это обычно отражает глубокий конфликт между сильным  импульсом  к  како-
му-либо специфическому действию и противостоящим ему  столь  же  сильным
запретом. Возникает динамическое равновесие, состоящее  в  одновременной
активизации сгибателей и разгибателей с приблизительно равной  интенсив-
ностью. Люди, переживающие такие спазмы,  часто  рассказывают,  что  они
прочувствовали историю всей своей жизни (часто даже более того) или реп-
рессированную агрессию, блокировку импульсов прикосновения к другим  или
невыраженные сексуальные тенденции. Иногда болезненные напряжения  тако-
го рода могут выражать блокировку творческих проявлений - желания  рисо-
вать, писать, играть на музыкальных инструментах, мастерить что-то,  ле-
чить руками.
   Как правило, в этом контексте возникает  глубокое  понимание  природы
конфликта, лежащего в основе мышечных  напряжений,  его  биографических,
перинатальных и трансперсональных корней.  Обычно  напряжение  достигает
своей кульминации, за которой следует глубокое расслабление.  Когда  это
происходит, человек чувствует, что энергетический блок  снят  и  энергия
может свободно протекать через руки. В течение многих лет мы могли  наб-
людать, что субьективное чувство разблокирования сопровождается  необык-
новенным освобождением подавлявшегося импульса, лежавшего в основе спаз-
ма. Люди часто находили возможности творческого самовыражения и достига-
ли значительных успехов в рисовании, танце, литературе, ручных  ремеслах
или в целительстве с помощью рук.
   Освобождение энергетических блоков в руках ведет  к  важным  медицин-
ским последствиям. Как правило,  энергетически  заблокированная  область
недостаточно снабжается кровью при значительных мышечных  напряжениях  в
конечностях люди обычно страдают от недостатка циркуляции  крови  и  жа-
луются на холод в руках и ногах. Освобождение от энергетического  блоки-
рования может привести к немедленному и длящемуся долгое  время  восста-
новлению кровообращения. Мы сталкивались с этим в  случаях,  когда  люди
жаловались на столь серьезные  проблемы  с  кровообращением,  что  врачи
диагностировали болезнь Рейно.
   Другим важным источником мышечных зажимов являются воспоминания о фи-
зических травмах в связи с несчастными случаями или операциями. В  такие
моменты человек должен подавлять свою физическую и  эмоциональную  реак-
цию на боль, часто на долгое время. При медицинском лечении  травма  ис-
правляется анатомически, однако ее эмоциональные компоненты не  прораба-
тываются и не интегрируются адекватным способом. Воспоминания  подобного
рода представляют собой важные незавершенные психологические  гештальты,
вносящие впоследствии весомый вклад в психологические проблемы. Их  про-
работка способствует эмоциональному и психосоматическому выздоровлению.
   Напряжения в ногах имеют такую же динамическую структуру, как и  нап-
ряжение в руках, но они менее сложны, поскольку ноги играют  менее  спе-
циализированную роль в человеческой жизни. Многие проблемы здесь  связа-
ны с использованием ног в качестве инструмента агрессии, особенно в ран-
ние периоды жизни. Напряжения и спазмы в бедрах и ягодицах часто  связа-
ны с сексуальной защитой, страхами и запретами, особенно y женщин.  Ста-
рый анатомический термин для одной из приводящих мышц бедра  -  musculus
custos virginitatis - в буквальном переводе означал "страж  девственнос-
ти". Многие напряжения ног могут быть также связаны с  различными  физи-
ческими травмами.
   На более глубоком уровне динамические  конфликты,  лежащие  в  основе
напряжений в руках, ногах и многих других частях тела связаны с  особен-
ностями рождения. Организм младенца оказывается зажатым, иногда на  мно-
го часов, в положении, вызывающем крайнюю тревогу, боль,  часто  удушье.
Это порождает огромное количество нейронных стимулов, для которых младе-
нец не имеет периферического выхода, поскольку не имеет еще  возможности
дышать, не может кричать, двигаться, выйти  из  ситуации.  Блокированная
таким образом энергия накапливается в организме и  распространяется  од-
новременно на сгибатели и разгибатели. Когда этот динамический  конфликт
выходит на поверхность для последующей разрядки, он проявляется  в  виде
интенсивных и часто болезненных спазмов. В некоторых случаях более  глу-
бокие корни напряжений в руках и ногах могут быть прослежены и  в  тран-
сперсональной области, нередко в различных воспоминаниях о прошлых  жиз-
нях.
   Интересно отметить, что многие напряжения в других частях тела  груп-
пируются в районах, где тантрические системы располагают  центры  психи-
ческой энергии тонкого тела, так называемые чакры (подробнее см. в  пре-
дыдущей части). Это неудивительно, если иметь в виду сходство техник хо-
лотропной терапии и упражнений, используемых  в  тантрической  традиции,
где также большое внимание уделяется дыханию.
   Энергетические блокировки в области головы -  "короны",  тысячелепес-
ткового лотоса, или сахасрара-чакры, - обычно проявляются как  боль  или
давление, зачастую описываемые как стальное кольцо, сдавливающее голову.
Они особенно часто встречаются y людей, страдающих  головными  болями  в
форме напряжения, давления или мигреней. Чаще всего это явно  связано  с
воспоминанием о биологическом  рождении,  когда  хрупкая  головка  плода
втискивается в тазовую область роженицы,  раскрываемую  страшным  давле-
нием сокращающейся матки. Могут проявиться ассоциации с ушибами головы в
этой жизни или в контексте воспоминаний о прошлых жизнях.
   Блокировка в области межбровного центра - аджна-чакры -  может  проя-
виться во время дыхательного сеанса в форме интенсивных  напряжений  или
даже болей вокруг глаз, иногда сопровождаемых дрожанием век. Это особен-
но часто случается с людьми, которые в повседневной жизни имеют  пробле-
мы со зрением. Некоторые из этих трудностей, например, определенные фор-
мы миопии, могут возникать из-за хронического напряжения  глазных  мышц.
Снятие напряжения посредством терапии  может  привести  к  значительному
улучшению зрения. Однако этого можно ожидать лишь в  первые  десятилетия
жизни человека, пока изменения не стали органическими и необратимыми.
   Биографический материал, лежащий в основе проблем такого рода,  обыч-
но связан с ситуациями раннего детства, когда ребенку приходилось  смот-
реть на что-то, чего он не хотел видеть, не был готов видеть  или  когда
это оказывалось пугающим Классическая ситуация  такого  рода  -  родите-
ли-алкоголики, ежедневно устраивающие малоприятные сцены,  или  знамени-
тые фрейдовские "первичные сцены", когда ребенок оказывается  свидетелем
полового акта взрослых. Как и для других частей тела, и  здесь  источни-
ком напряжения может быть травма рождения. Реже  встречаются  воспомина-
ния о повреждениях глаз, в том числе - из прошлых рождений
   Район горлового центра - вишуддхи-чакры - является  местом  многочис-
ленных блоков для многих людей; работа над этими блоками составляет осо-
бую проблему, к которой мы вернемся позже. Во время дыхательного  сеанса
это может проявиться в форме напряжений мышц вокруг рта, особенно  жева-
телъных мышц, сведения челюстей, перехватывания  горла  и  субъективного
ощущения удушья; чаще всего с этим связаны травматические воспоминания о
ситуациях, связанных с затруднением дыхания. Это может  быть  перенесен-
ное в детстве воспаление легких, коклюш, дифтерия,  длительное  пребыва-
ние под водой с угрозой утонуть, застревание постороннего тела  в  дыха-
тельном горле, непроизвольное придушивание кем-то из старших во сне и т.
п.
   Определенный вклад в проблемы этой области  могут  внести  конфликты,
связанные с оральной агрессией. Они могут быть связаны с  эмоциональными
травмами или оральной фрустрацией в раннем младенчестве, с  болезненными
хирургическими вмешательствами в области рта и горла, с болезненным рос-
том зубов, применением сильных дезинфицирующих растворов и проч.
   Однако чаще оральная агрессия, сжатые челюсти  и  опыт  удушья  могут
быть прослежены до специфических трудностей биологического рождения, ос-
ложнений или интубации и подобных  вмешательств  сразу  после  рождения.
Частым источником проблем в этой области являются различные  переживания
из прошлых воплощений - удушье, повешение  и  прочее.  На  более  тонком
уровне встречаются также конфликты, связанные с выражением словесной аг-
рессии. В крайних случаях подавляемая словесная агрессия ведет к  заика-
нию.
   Далее идет сердечный центр - анахата-чакра, -  традиционно  связывае-
мый с чувствами любви, сострадания, с духовным рождением. Человек, имею-
щий значительные блоки в этой области, может  испытать  во  время  дыха-
тельной сессии сжатие в груди, нередко также проблемы, связанные с  сер-
дцем. Это ощущается так, будто стальной обруч  сжимает  грудную  клетку.
Чаще всего это связано с воспоминаниями о ситуациях, в которых  возника-
ли препятствия в общении с другими людьми. Для одних это первичные труд-
ности в эмоциональном выражении, для других - невозможность принять эмо-
ции других или же то и другое вместе.
   Когда после временной интенсификации эти блоки  освобождаются,  чело-
век внезапно чувствует себя исполненным любви и света, эмоционально сво-
бодным и благорасположенным. Он переполняется теплыми чувствами и глубо-
ко принимает других людей, даже  посторонних  (см.  отчет  о  сеансе  на
c.129), Это сопровождается  ощущением  свободного  протекания  эмоций  и
энергий и чувством непосредственности и  сопричастности.  Может  пережи-
ваться такая же глубокая связь с животными, со всей  природой,  со  всем
космосом. Некоторые люди рассказывают при этом, что до сих пор они  жили
как бы под стеклянным колпаком или за пленкой, которая  отделяла  их  от
мира. Такой опыт раскрытия сердечной чакры может быть в  высшей  степени
целительным и оказать глубокое воздействие на жизнь человека; как прави-
ло, эти переживания имеют также духовное и мистическое измерение.
   Блокировка центра в районе пупка, мпнипура-чакры, проявляется во вре-
мя дыхательных сеансов как напряжение, спазмы и боль  в  соответствующей
области. Обычно это бывает связано с честолюбием, самоутверждением, кон-
куренцией и проблемами самооценки. Это могут быть  переходы  между  чув-
ством неполноценности, неадекватности и детской беспомощности,  с  одной
стороны, и компенсирующими фантазиями  величия,  нереальных  запросов  и
диктаторских замашек - с другой. Такое сочетание чувства  неполноценнос-
ти и стремления к власти - центральная  тема  индивидуальной  психологии
Альфреда Адлера. На биографическом уровне  этому  могут  соответствовать
пережитые в детстве угрозы безопасности, удовлетворению или даже  жизни.
Однако чаще источником этих проблем  оказывается  травма  биологического
рождения, особенно сложности, касающиеся  пуповины,  -  ее  пережимание,
растягивание и разрыв при отделении от матери. В этой области также час-
то встречаются связи с травматическими воспоминаниями из прошлых жизней.
   Сексуальный центр, свадхистана-чакра, расположен ниже  пупка.  Блоки-
ровка в этой области проявляется во время дыхательного сеанса при интен-
сивном сексуальном возбуждении и различных болях и напряжениях  в  тазо-
вой области. Как следует из самого названия этой чакры, основные пробле-
мы, вызывающие блокировку в этой области, имеют сексуальную природу. Это
могут быть травматические психосексуальные воспоминания  биографического
характера, лежащие в основе таких трудностей, как неспособность к  эрек-
ции или к ее поддержанию, фригидность, сатиризм,  нимфомания,  садомазо-
хистические тенденции, а y женщин также менструальные боли. Здесь, одна-
ко, также есть типичные связи с биологическим рождением (сексуальный ас-
пект БПМ-III), а также архетипическими темами и воспоминаниями  о  прош-
лых жизнях.
   Наконец, нижний, корневой центр, муладхара-чакра, имеет прежде  всего
определенные  анальные  связи.  Блокировки  в  этой  области  связаны  с
анальными спазмами, болями и потерей контроля  над  анальным  сфинктером
(метеоризм и дефекация), Типичный биографический материал, который выхо-
дит здесь на поверхность, - детские колики, болезненные клизмы, труднос-
ти при обучении туалету. Это часто происходит y людей, склонных к  одер-
жимой деятельности, скрытым или проявленным гомосексуальным  тенденциям,
ригидным системам защиты или чрезмерному страху  потерять  контроль  над
собой. Сюда же относятся такие трудности, как судорожная диаррея или за-
поры, язвы, колиты, а на более тонком уровне - трудности в  обращении  с
деньгами.
   Кроме напряжений в руках, ногах и вышеописанных областях чакр,  спаз-
мы и блокировки могут возникать в шее, в животе, в длинных мышцах спины,
в пояснице и ягодицах. Они могут появиться как по отдельности, так  и  в
сочетании с блоки-- ровками в чакрах. Они связаны с различными проблема-
ми и трудностями биографического,  перинатального  и  трансперсонального
характера.
   В типичном дыхательном сеансе напряжения и блокироаки  проявляются  и
усиливаются. Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации,
затем до разрешения и pac слабления. Это не зависит от того, какова при-
рода проблемы и где расположено напряжение. Возможно только одно  исклю-
чение - горловая чакра. Здесь интенсификация напряжения может привести к
такой степени сжатия горла, что это начнет мешать реальному  дыханию.  В
этом случае рекомендуется перейти к технике отреагирования, что  поможет
освободить горло и даст возможность  продолжать  сеанс.  Отреагирование,
как правило, означает усиление того, что и  так  происходит:  это  может
быть крик, кашель, гримасничание, движение головы. Человеку рекомендует-
ся усилить все подобного рода проявления и продолжать их,  пока  дыхание
не освободиться, после чего можно вернуться к интенсивному  дыханию  как
основному средству продолжения процесса. Позже, если дыхание  не  прино-
сит полного разрешения в других  областях,  терапевт  применяет  тот  же
прием отреагирования. Возможности  вмешательства  терапевта  в  заключи-
тельной фазе сеанса будут описаны далее.

                     Терапевтические возможности музыки

   В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания  на-
ряду с интенсивным  дыханием  применяется  специальная,  соответствующая
этим состояниям музыка. Так же как и контролируемое  дыхание,  музыка  и
другие формы звуковой технологии в  течение  тысячелетий  использовалась
как мощное средство изменения сознания. С незапамятных  времен  монотон-
ное пение и барабанный бой использовались шаманами  в  различных  частях
мира. Многие незападные культуры независимо друг от друга создали ритми-
ческие рисунки, которые в недавних лабораторных  экспериментах  проявили
способность заметно воздействовать на физиологическую ацтивность  мозга,
что отражается в изменениях ЭЭГ (Nейег, 1961, 1962). Архивы по  культур-
ной антропологии содержат бесчисленные примеры вызывающей транс  инстру-
ментальной музыки, пения и танцев.
   Во многих культурах  сложная  звуковая  технология  специфически  ис-
пользовалась в ритуалах исцеления. Соответствующие ритуалы индейцев  на-
вахо, исполняемые специально обученными певцами, по своей сложности  мо-
гут быть сопоставлены с партитурами вагнеровских опер.  Трансовые  танцы
африканских бушменов обладают необыкновенной лечебной  силой,  что  было
зафиксировано многочисленными антропологическими наблюдениями и  фильма-
ми (Lee and DeVore, 1976; Katz, 1976). Терапевтические возможности  син-
кретических ритуалов южноамериканских племен и племен Карибского бассей-
на, вроде кубинской сантерии или бразильской умбанды, зафиксированы мно-
гими профессионалами из этих стран с европейским образованием.  В  евро-
пейской традиции примечательные случаи эмоционального и  психосоматичес-
кого излечения происходили на собраниях экстатических христианских сект,
использовавших трансовые танцы, пение и музыку, например,  южных  черных
баптистов, евангелистов, пятидесятников и Людей Святого Духа.
   Многие значительные духовные традиции создавали звуковую  технологию,
которая не только могла вызывать общее состояние транса, но и более спе-
цифически воздействовала на сознание. Сюда прежде  всего  нужно  отнести
тибетское многоголосное исполняемое  одним  человеком  пение,  священные
песнопения различных суфийских орденов, индийские бхаджаны и киртаны,  в
частности древнее искусство нада-йоги, путь к единству посредством  зву-
ка. Индийское пение постулирует специфическую связь между тонами опреде-
ленной частоты и отдельными чпкрами. Систематически используя  это  зна-
ние, можно влиять на состояние сознания предсказуемым и желательным  об-
разом. Это лишь немногие примеры широкого  использования  музыки  в  ри-
туальной практике, целительстве и духовных традициях. Читатель,  интере-
сующийся более подробно влиянием музыки на человеческую  психику,  может
обратиться к специальной литературе (Hamel, 1976; Berendt, 1985).
   Мы систематически использовали музыку в программе психоделической те-
рапии  в  Мэрилендском  центре  психиатрических    исследований    (штат
Балтимор), и убедились в ее огромных психотерапевтических  возможностях.
В необычных состояниях сознания музыка  может  выполнять  ряд  различных
функций Она помогает мобилизовать старые эмоции и сделать их  доступными
для выражения, она интенсифицирует и углубляет процесс, она создает зна-
чимый контекст переживаний. Постоянный поток музыки создает несущую вол-
ну, помогающую человеку пройти через трудные переживания и тупики, прео-
долеть психологическую защиту, отдаться происходящему и войти в его  по-
ток.
   Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление  спе-
цифических содержаний - агрессии,  эмоциональной  или  физической  боли,
сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение,  экста-
тических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе. В работе с
группой громкая и динамичная музыка позволяет также заглушить звуки, из-
даваемые участниками на различных стадиях процесса, включить их  в  еди-
ную художественную форму. Элен Бонни, музыкальный терапевт и  наша  сот-
рудница по мэрилендскому научно-исследовательскому психиатрическому цен-
тру, разработала на основе своих представлений о терапевтических возмож-
ностях музыки технику под названием "Направленное воображение под  музы-
ку" (Воппу and Savary, 1973).
   Для использования музыки в качестве катализатора глубинных  пережива-
ний в самоисследовании необходимо освоить новый способ ее слушания и ус-
тановку, непривычную в нашей культуре. Мы часто  используем  музыку  как
бессодержательный акустический фон на вечеринках, в магазинах и даже  на
рабочих местах, а также в рамках дисциплинированной и интеллектуализиро-
ванной установки более подготовленной публики концертных залов.  Динами-
ческий и элементарный способ использования музыки на рок-концертах  бли-
же к тому, что необходимо в холотропной терапии, но он  слишком  экстра-
вертно ориентирован и ему недостает устойчивой направленности вглубь се-
бя.
   В холотропной и  психоделической  терапии  необходимо  полностью  от-
датъся потоку музыки, дать ей отзываться во всем  теле,  реагировать  на
нее спонтанным и элементарным образом, в том числе разрешить себе прояв-
ления, немыслимые в концертном зале, где даже молчаливые слезы  или  ти-
хое покашливание могут стать источниками замешательства. Здесь же  необ-
ходимо дать полное выражение всему, что вызывает музыка,  -  здесь  надо
ллакать и смеяться, гримасничать, трястись, двигать бедрами,  извиваться
всем телом, допускать  любые  эмоциональные,  голосовые  и  двигательные
проявления.
   Особенно важно воздерживаться от каких-либо оценок  относительно  ис-
полняемой музыки, от попыток догадаться, чья это музыка, к какой культу-
ре она принадлежит,на какое знакомое произведение она  похожа,  оценить,
каково качество исполнения, в какой тональности она исполняется,  каково
каче'ство записи или музыкальной аппаратуры, на которой эта запись  вос-
производится и т. д. Музыке надо дать воздействовать на душу и тело  со-
вершенно спо'нтанно и элементарно. Тогда она  оказывается  мощным  сред-
ством создания и поддержания необычных состояний сознания.  Музыка,  ис-
пользуемая для этой цели, должна быть технически высочайшего качества  и
достаточно громкой, чтобы увлечь слушателя. Когда такого  рода  звуковая
технология изменения состояний сознания используется наряду с ранее опи-
санной техникой дыхания, они усиливают воздействие друг друга и их соче-
тание как средство психотерапии и самоисследования  оказывается  чрезвы-
чайно мощным.
   В психоделической терапии, где  эмпирическая  глубина  обеспечивается
воздействием фармакологического агента, основное правило при выборе  му-
зыки состоит в том, чтобы она как можно полнее соответствовала пережива-
ниям пациентов. Налример, работая с ЛСД, терапевту следует на  начальной
фазе выбирать музыку текучего, открытого  характера,  обладающую  качес-
твом постепенного развертывания в соответствии с развертыванием  воздей-
ствия ЛСД. В средней части сеанса музыка должна быть мощноЙ, влекущей  и
относительно постоянной в отношении громкости. Между третьим  и  четвер-
тым часом можно обратиться к музыке "взрывного" характера, поскольку как
раз в это время большинство пациентов переживают кульминацию  и  внезап-
ное разрешение проблем. По мере успокоения переживаний музыка может ста-
новиться все более и более спокойной и медитативной.
   Кроме того, если терапевту известно специфическое содержание  пережи-
ваний пациента, он мржет поддержать протекающий процесс  соответствующим
выбором музыки. Если движения человека указывают на  сексуальный  харак-
тер переживаний, музыка должна быть чувственной и  эротичной.  "Шахерез-
пда"  Римского-Корсакова,  "Грот  Венеры"  из  "Тангейзера"  и   "Смерть
Изольды" из "Тристана" Вагнера, любовные сцены из  "Ромео  и  Джульетты"
Прокофьева являются известными примерами такого рода  музыки.  Агрессив-
ные переживания требуют динамичной музыки вроде  барабанных  записей  из
ритуалов примитивных племен или  шаманских  камланий,  пьесы  "Мпрсэ  из
"Планет" Холста или драматических отрывков из вагнеровских опер.
   Эпизоды океанического экстаза, чувства космического единства и  пере-
полняющей любви требуют выбора музыки, передающей  соответствующие  эмо-
ции и состояния сознания. Иногда, если пациент говорит  о  переживаниях,
относящихся к определенной культуре, например, о  воспоминаниях  прошлых
жизней в России, Индии или Японии, терапевт может выбрать музыку,  соот-
ветствующую этим культурам или даже непосредственно с ними связанную.
   Иногда могут быть очень эффективными записи звуков природы.  Это  мо-
гут быть, например, записи звуков в животе беременной женщины  (  "Колы-
бельная утробы"), голосов китов, волков, шумов насекомых, скажем,  свер-
чков или пчел, пения птиц, журчания ручья, рокота моря  или  "астрономи-
ческих" звуков - излучений пульсаров.
   Если используется не ЛСД, а другие психоделики, выбор  и  организация
музыки должны, естественно, соответствовать  специфическим  особенностям
процесса - разворачиванию и длительности сеанса и "динамической  кривой"
переживаний. Так, например, производные триптамина, такие, как  ДМТ  или
ДПТ, действуют почти сразу, но время их действия  короче.  Амфетаминовые
эмпатогены требуют более мягкой и текучей музыки. Диссоциативный анесте-
тик кетамин обладает коротким действием (около часа) и  требует  медлен-
ной и выразительной "пространственной" музыки.
   Принципы использования музыки в холотропной  терапии  в  значительной
степени подобны тем, которые я описал, касаясь психоделической  терапии.
Основное отличие состоит здесь в том, что необычное  состояние  сознания
возникает в результате собственных усилий  человека,  а  не  химического
воздействия препарата; его длительность. зависит от  поддержания  интен-
сивного дыхания и воздействия музыки; оно не достигается  автоматически.
Мы обнаружили, что  полезно  сразу  же  начинать  с  музыки,  вызывающей
подьем, чтобы помочь инициировать необычное состояние сознания. В  тече-
ние почти всего сеанса музыка в основном должна быть более мощной и  эм-
патической, чем в психоделической терапии.
   Что касается выбора определенной музыки, то я очерчу лишь общие прин-
ципы и приведу несколько примеров, основанных на нашем опыте. Каждый те-
рапевт или терапевтическая группа со временем создает  собственную  под-
борку определенных музыкальных отрывков для различных фаз сеанса  и  для
определенных специфических ситуаций. Основное  правило  состоит  в  том,
чтобы чутко реагировать на фазу, интенсивность и содержание переживаний,
а не навязывать им что-либо извне. Это соответствует  общим  представле-
ниям холотропной терапии, которая с глубоким уважением относится к  муд-
рости коллективного бессознательного и к автономности и спонтанности те-
рапевтического процесса.
   Как правило, предпочтение должно отдаваться музыке  высоких  художес-
твенных достоинств, не слишком известной и не обладающей конкретным  со-
держанием. Следует избегать песен или вокальных пъес,  в  которых  слова
вызывают специфические ассоциации или наводят на определенные темы. Если
вокальные произведения все же используются, то их слова  должны  звучать
на незнакомом пациенту языке, так чтобы человеческий голос  воспринимал-
ся наряду с музыкальными инструментами. По той же причине  рекомендуется
избегать музь"кальных пьес, вызывающих y пациентов специфические  интел-
лектуальные ассоциации.
   Так, "Свадебный марш" из "Лоэнгрина" Вагнера или  из  "Сна  в  летнюю
ночь" Мендельсона для большинства людей западной культуры немедленно вы-
зовет ассоциацию брачной церемонии. Увертюра к "Кармен" Бизе вызовет об-
раз арены для боя быков. Известные мессы или духовные  оратории  вызовут
воспоминания, относящиеся к религиозной области. Как правило, программи-
рования переживаний следует избегать, но в некоторых случаях специфичес-
кие ассоциации, связанные с определенной музыкой, могут быть полезны для
подцержания определенных переживаний.
   Ассоциации, связанные с определенной музыкой, различны  не  только  y
разных людей, но и в разных культурах разных наций. Так,  например,  для
многих пожилых европейцев "Прелюдииэ Листа вызывают воспоминания о  вто-
рой мировой войне, потому что эта музыка использовалась нацистами  в  их
пропаганде и звучала из радиоприемников во всех оккупированных ими горо-
дах. Когда мы проводили семинар в Бомбее, мы обнаружили сильную  эмоцио-
нальную реакцию в ответ на индийскую  песню  Рагупати  Раджа  Рамэ;  нам
обьяснили, что по незнанию мы выбрали песню, которая передавалась по ра-
дио по всей Индии в течение нескольких дней после убийства Ганди.
   Основное возражение против использования музыки в холотропных и  пси-
ходелических сеансах состоит в том, что выбор музыки  оказывает  сильное
структурирующее воздействие на переживания, даже если мы стараемся избе-
жать грубого программирования и приспосабливать музыку к реально  проис-
ходящему. Зто особенно справедливо в том случае, когда холотропная тера-
пия проводится в большой группе. Здесь терапевт может  в  лучшем  случае
лишь приспосабливаться к преобладающей атмосфере, а  не  к  каждому  от-
дельному пациенту. При этом неизбежно, что выбор музыки будет не  совсем
подходящим для кого-то из участников сеанса.
   Однако опасность программирования переживаний той или иной музыкой не
так велика, как может показаться.  Возможности  управлять  переживаниями
человека в необычном состоянии сознания имеют определенные пределы. Если
человек оказался в состоянии отрицательного  эмоционального  напряжения,
любая музыка, сколь бы воодушевляющей она ни была, покажется ему  погре-
бальной песней. И наоборот, в глубоком экстатическом состоянии человек с
энтузиазмом воспримет любую музыку, сочтет ее подходящей и по-своему ин-
тересной. Лишь музыка, представляющая собой нечто  среднее  между  этими
двумя крайностями, может реально оказать влияние на качество переживаний.
   Однако и в этом случае, несмотря на то что  музыка  определяет  общую
атмосферу  и  эмоциональный  настрой,  каждый  человек  воспринимает  ее
по-своему. Здесь дело обстоит так же, как с возможностью  программирова-
ния сеанса с помощью предварительной подготовки и словесных  инструкций,
о чем речь пойдет несколько позже. То, что человек делает  с.  поступаю-
щей к нему информацией, является отображением его собственных банков па-
мяти и бессознательной динамики. Это становится понятным, если  сравнить
большое разнообразие реакций на одну и ту же музыку в большой группе лю-
дей. Какова бы ни была роль музыки  в  структурировании  индивидуального
опыта, она может быть целительной и трансформирующей и иметь для  каждо-
го индивида глубокое личное значение.
   С течением лет мы создали собственную подборку музыкальных  отрывков,
хорошо работающую почти для всех пациентов. На начальной  стадии  холот-
ропной сессии полезны такие пьесы, как "Вешер-время" и альбом "Х"  Клау-
са Шульца, "Шактиэ Маклафлина, "Остров мертвых"  Рахманинова.  Мы  также
экспериментировали со специальными подборками, когда вся музыка для  оп-
ределенного сеанса бралась из одной тематической области - например, му-
зыка шаманов или суфийская музыка. В  "шаманском"  варианте  мы  на  на-
чальной фазе использовали барабанный бой Майкла Харнера, а в "суфийском"
- записи пакистанских суфиев или ролик под названием  "Исламское  мисти-
ческое братство".
   В средней части сеанса особенно хороши лроизведения композитора  шот-
ландско-американского  происхождения  Алана  Хованнеса  ("Все  люди    -
братья", "Таинственная гopa", "И создал Бог великих китов"),  "Марс"  из
"Пяакет" Холста, "Поэма экстаза" Скрябина, некоторые пьесы из  "Ромео  и
Джульетты" Прокофьева ( "Монтекки и Капулетти", "могила Ромео и Джульет-
ты"), Первая симфония Барбера и его знаменитое  "Адажио  для  струнных",
сочинения современных авторов Вангелиса, Папатанасиу и  Георга  Дейтера.
Среди фольклорных записей, которые могут быть использованы на этой  ста-
дии, можно назвать "Обезьянью песню" с Бали, или "Eemжак", части из дер-
вишского "Дхикр из Халвети Джеррпи", подлинные записи африканских тамта-
мов ("Барабанные страсти").
   В заключительных стадиях сеанса, когда  участники  успокоятся,  выби-
рается менее драматическая музыка более медленного темпа, постепенно пе-
реходящая в медитативные пьесы. Мы часто используем  здесь  "Гарольда  в
Италии" Берлиоза, "Кааоа ре мажор" Пакабеля, "Возрождение кельтской  ар-
фы" Алана Стивелла, альбомы Пола Хорна "Внутри Тадж  Махала"  и  "Внутри
Великой Пирамиды", "Гобелены БигСура" Чарлза Ллойда, американскую суфий-
скую музыку "Хабибийа", флейтовую музыку с  Анд  ("Урубамба"),  японские
"Шакухачи", "Музыку для дзен-медитации" и "Музыку для йогической медита-
ции" Тони Скотта, тибетское многоголосное пение, различные индийские ра-
ги, бхаджаны и киртаны (в особенности "Ом нама Шивайа" и  другие  записи
группы Ганешрупи) и музыку Стивена Халперна, Джорджии Келли, Пола Уинте-
ра и Брайена Ино.
   При систематической работе хорошо начинать  с  умеренных  отрывков  и
постепенно переходить к более мощной и  изменяющей  сознание  музыке,  в
особенности к музыке, которая специально создана в различных культурах и
духовных традициях для этих целей.
   Музыка обладает огромным терапевтическим потенциалом, и ее возможнос-
ти нуждаются в дальнейшем изучении. Марлин Фергюсон посвятила целый  вы-
пуск бюллетеня "Мозг/Разум" так называемой "музыкальной медицине" - сис-
тематическому научному исследованию эстетического, эмоционального,  пси-
хологического,  физиологического  и  биохимического  воздействия  музыки
(Ferguson, 1985).
   Среди возможностей, которые нуждаются в дальнейшем исследовании в хо-
лотропной терапии, находится использование так называемого "белого шума"
- акустической стимуляции, осуществляемой звуковым генератором по  зако-
ну случайных чисел. Много лет назад я использовал его в  предварительной
работе в психоделических сеансах с интересными результатами. Использова-
ние "белого шума" исключает возможность программирования переживаний му-
зыкой, поскольку он состоит из совершенно  случайной  последовательности
акустических стимулов. В психоделическом сеансе  большинство  участников
иллюзорно воспринимали этот монотонный звук как музыку. Причем эта музы-
ка воспринималась как совершенно соответствующая переживанию,  поскольку
она исходила из того же источника, что и остальное в переживании,  -  из
психики самого человека. Следовало бы посмотреть, может ли то  же  самое
происходить в холотропных сеансах.
   Другое интересное направление будущих исследований - изучение воздей-
ствия специфических звуковых частот на психику и тело. Эта работа - сов-
ременный вариант системы, известной в Индии как нада-йога - йога  звука.
Ее основная предпосылка состоит в том,  что  существует  глубокая  связь
между вибрациями определенных частот и активностью  центров  психической
энергии, чакр. Возможно, что в будущем удастся ввести некоторые из обна-
руженных закономерностей такого рода в холотропную терапию. Однако  наи-
более интересная перспектива для дальнейшего развития холотропной  тера-
пии связана с быстро развивающейся  областью  холофонического  звучания.
Обнаруживаемые здесь возможности столь интересны, что на них стоит оста-
новиться специально.
   Изобретателем холофонической звуковой  технологии  является  аргенти-
но-итальянский исследователь Хьюго Зукарелли. Из  соображений  патентной
тайны он до сих пор не обнародовал информацию, необходимую  для  полного
понимания своего важного открытия. В дальнейшем  изложении  я  использую
материалы лекций, которые я прослушал, и собственный опыт слушания холо-
фонического звучания во время трехдневного семинара в Милбре (штат Кали-
форния), в котором мы с моей женой Кристиной принимали участие.
   В детстве Зукарелли пережил потрясение, когда его чуть было  не  сшиб
автомобиль. Жизнь ему спасла его  способность  точно  локализовать  звук
приближающейся машины, не видя ее. Это вызвало в нем интерес к  проблеме
того, как различные животные локализуют звук в своем  восприятии.  После
тщательного изучения и анализа механизмов, посредством которых  животные
различных видов добиваются точной  идентификации  источников  звука,  он
пришел к выводу, что существующие модели слуха не могут  объяснить  важ-
ные характеристики человеческого акустического восприятия.
   Традиционно способность локализации звука обьясняется сравнением  ин-
тенсивности звука, поступающего в левое и правое  ухо.  Изучая  эволюцию
этого механизма, Зукарелли обнаружил, что животные, y которых голова не-
подвижно связана с телом, например,  крокодилы,  двигаются  всем  телом,
чтобы локализовать слух. У тех видов, y которых  движения  головы  могут
быть изолированы от движений тела, например,  y  птиц,  для  локализации
звука используются движения головы. У большинства млекопитающих даже го-
лова остается неподвижной, двигаются только уши.
   Тот факт, что люди могут локализовать источник звука, не двигая голо-
вой и не меняя положения ушных раковин, ясно показывает, что различие  в
интенсивности входного сигнала в правом и левом ухе  -  не  единственный
механизм, объясняющий человеческие способности в этой области. Кроме то-
го, даже люди, чей слух поврежден с одной  стороны,  могут  локализовать
источник звука. На основании этих данных Зукарелли предположил, что  для
того, чтобы адекватно  объяснить  все  характеристики  пространственного
слуха, приходится постулировать, что  человеческое  слуховое  восприятие
основано на голографических принципах. Это означает, что, вопреки  пред-
ставлениям официальной медицины, человеческое  ухо  является  не  только
приемником, но и передатчиком.
   Посредством электронного воспроизведения  этого  механизма  Зукарелли
создал технологию холофонического звучания: холофонические записи  обла-
дают поразительными возможностями воспроизведения акустической реальнос-
ти со всеми ее пространственными характеристиками до такой степени,  что
без постоянного визуального контроля невозможно отличить  записанное  от
реальных событий трехмерного мира. Вдобавок, при прослушивании холофони-
ческой записи событий помимо прочих чувств может  возникать  синестезия,
то есть соответствующее восприятие в других сенсорных зонах.
   Замечательные примеры такого рода синестезии можно пережить при прос-
лушивании экспериментальной записи Зукарелли. Так, звук щелкающих  рядом
с головой ножниц вызывает реальное ощущение, что вам стригут волосы, шум
фена создает ощущения потока горячего воздуха. Услышав, что кто-то зажи-
гает спичку, вы явственно почувствуете запах серы  или  увидите  вспышку
света. Шепот женщины вблизи уха заставит ощутить ее дыхание.
   Холофоническое звучание обещает глубокие теоретические  и  практичес-
кие приложения во многих областях жизни - от переворота в понимании  фи-
зиологии и патологии слуха до удивительных прорывов в  области  психиат-
рии, психологии и психотерапии, в средствах массовой  информации,  пред-
принимательстве, искусстве, религии, философии и многих других областях.
Перспективным представляется и применение холофонического звука в холот-
ропной терапии. Особенно интересными были бы записи  музыкальных  отрыв-
ков, специально предназначенных для индукции или передачи необычных сос-
тояний сознания, - трансовых музыкально-танцевальных представлений Бали,
шаманских камланий, суфийской музыки,  пейотных  церемоний  американских
индейцев, песен перуанских аяхуаскеро и др.

                    Целенаправленная работа с телом

   Последняя составляющая холотропной терапии, целенаправленная работа с
телом, используется лишь в случае необходимости. Во  многих  таких  слу-
чаях интенсивное дыхание не вызывает никаких неприятных эмоций или  неп-
риятных физических ощущений, ведет к усиливающейся релаксации и экстати-
ческим чувствам. В других случаях,  когда  проявляются  эмоциональные  и
психосоматические напряжения, сам  процесс  интенсивного  дыхания  может
привести к разрешению и хорошей интеграции сеанса.
   Возможны лишь несколько ситуаций, когда направленная работа  с  телом
необходима на ранних фазах холотропного сеанса. Наиболее важный  из  них
мы уже упоминали - это ситуация, когда значительная блокировка в  облас-
ти горла достигает такой степени, что это мешает продолжению дыхания.  В
других случаях может возникнуть  необходимость  во  вмешательстве,  если
реакции - физическая боль, спазм или тревога - становятся  столь  интен-
сивными, что человек не может или не хоче" продолжать интенсивное  дыха-
ние, пока дискомфорт не будет устранен; тогда также используются  техни-
ки отреагирования. В редких случаях приходится прибегать к  отреагирова-
нию, если пациент начинает создавать серьезные проблемы  для  присматри-
вающих (сидящих) или других участников группы.
   Как правило, целенаправленная работа с телом используется в  заключи-
тельной части сеанса (после полутора-двух часов) в  тех  случаях,  когда
дыхание и музыка не привели к полному  разрешению  трудностей.  К  этому
времени ведущий должен выяснить y  пациента,  остались  ли  какие-нибудь
признаки дискомфорта и какого именно рода. Работа с ними желательна, так
как приводит сеанс к более ясному завершению и лучшей интеграции, но  не
обязательна. Мы всегда спрашиваем пациентов, хотят ли они такой  работы,
или предпочитают оставить ситуацию такой, как она есть. Оставшиеся  сим-
птомы могут в любом случае исчезнуть со временем.
   Основной принцип направленной работы с телом в заключительном  перио-
де холотропного сеанса состоит в том, чтобы  экстериоризировать  различ-
ные формы физического дискомфорта, связанного с эмоциональными проблема-
ми, используя ключи, которые предоставляет тело самого пациента.  Какова
бы ни была проблема и в каком бы месте тела ни локализовалось ее  прояв-
ление, пациенту предлагается усилить симптом. Например, в случае  голов-
ной боли или боли в шее можно усилить эту боль, приняв определенную  по-
зу, определенным образом наклонив голову,  сделав  определенную  гримасу
или напрягая мыщцы шеи. Неприятные ощущения в  районе  таза  могут  быть
усилены подниманием таза, напряжением мышц живота (" мостик"  или  соот-
ветствующая поза хатха-йоги) или  стремлением  удержать  ступни  вместе,
разводя колени. Если сильный зажим ощущается в руках или если там  слиш-
ком много энергии, это может быть усилено  посредством  внешнего  вмеша-
тельства вроде "мексиканской борьбы руками". Тот же принцип можно приме-
нить в любой другой части тела.
   В то время как в определенном участке тела неприятные ощущения усили-
ваютсй и напряжение подцерживается, человеку  предлагается  в  остальном
выражать своим телом все, что он чувствует. Важно, чтобы пациент (а так-
же помощник) не пытались оценивать происходящее или  изменять  что-либо.
Однако разумное вмешательство, которое углубляет  и  усиливает  процесс,
может быть полезным. Это может быть, например,  массаж  или  давление  в
напряженных или болезненных участках  тела  или  дополнительное  внешнее
сопротивление, усиливающее существующее напряжение, - вроде тех, что уже
были упомянуты как варианты работы с напряжением таза или рук.
   Реакции, которые могут спонтанно возникать в этих обстоятельствах,  -
это дрожь, гримасничание, кашель, рвота, различные  движения,  звуки,  в
том числе крики, детский лепет, глоссолалия, подражание  голосам  живот-
ных, шаманское пение и многое другое. Эти действия  следует  поощрять  и
продолжать до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный  или  психосомати-
ческий дискомфорт и пока человек не  почувствует  себя  расслабленным  и
удовлетворенным.
   Другим важным аспектом работы с телом в холотропной терапии  является
поддерживающий физический контакт. В академической психологии,  психиат-
рии и психоанализе существует строгое табу на действия  такого  рода.  С
другой стороны, эта форма терапевтического контакта стала совершенно ес-
тественной и обычной во многих  группах,  практикующих  различные  формы
психотерапии посредством углубления личного опыта.  Использование  физи-
ческого контакта, хотя оно и может показаться рискованным с  точки  зре-
ния традиционного психоаналитика, является мощным  и  эффективным  сред-
ством, особенно для людей, испытавших недостаток эмоциональных  и  физи-
ческих контактов в детстве.
   Чтобы понять важность физического контакта как  психотерапевтического
средства, необходимо рассмотреть природу  травматических  переживаний  и
способов их лечения..Травмы, играющие важную роль в развитии человека  и
психопатологической динамике, можно разделить на две категории. Перефра-
зируя здесь юридическую терминологию, можно сказать, что одни травмы по-
рождаются совершением чего-то, другие  -  несовершением.  Эти  категории
сильно отличаются друг от друга по своей  природе  и  требуют  различных
психотерапевтических подходов.
   К первой категории относятся воспоминания об инцидентах, связанных  с
сильной физической болью, негативными  эмоциями  -  страхом,  смущением,
стыдом, отчаянием, отвращением и т. д. Это воспоминания о физическом на-
силии, физических травмах или хирургическом вмешательстве, о детских бо-
лезнях, изнасиловании, о случаях детского испуга. Травматические  воспо-
минания такого рода можно сравнить с чужеродными вкраплениями в психике;
их можно удалить посредством эмоционального выражения и отреагирования.
   Вторая категория травм  -  неудовлетворенность естественных и  закон-
ных потребностей в безопасности и сочувствии,  которые  ребенок  испыты-
вает в те или иные периоды детства. Особенно важна здесь так  называемая
"анаклитическая" потребность (от греч. "anaklinein" - опираться  на  ко-
го-то). Это потребность в симбиотическом союзе с матерью, в хорошем ухо-
де, потребность в физическом контакте, качании на руках, ласке. Если эти
потребностй не удовлетворялись, они оставили пустоту в психике.  Человек
может выразить гнев и чувство неудовлетворенности по поводу  того,  чего
ему не дали, но это не заполнит пустоты. Единственная возможность  удов-
летворить эти потребности - это когда  человек  регрессировал  к  уровню
первоначальной травмы.
   Использование в психотерапии физического контакта требует  безукориз-
ненного соблюдения определенных этических правил. Должно быть  совершен-
но ясно, что преддожение физического контакта - так же как и  просьба  о
нем - вызываются исключительно требованиями терапевтической  ситуации  и
не имеют под собой никаких иных мотивов. При  этом  имеются  в  виду  не
только сексуальные потребности взрослых людей, которые, разумеется, сле-
дует учитывать прежде всего. Мы сталкивались на наших семинарах с женщи-
нами с сильными невостребованными материнскими установками, неуместно  и
без понимания реальной ситуации навязывавшими свое  материнское  отноше-
ние людям, с которыми они работали. Они пытались  качать  и  нянчить  их
тогда, когда это шло вразрез с переживаниями  этих  людей,  -  например,
когда человек переживал воспоминания о схватке викингов или ощущал  себя
римским солдатом в походе.
   Проблемы физического контакта следует обсудить перед  сеансом.  Нужно
иметь в виду, что физический контакт вызывает к себе очень различное от-
ношение. Для одних людей это вещь совершенно естественная, дпя других он
связан с серьезными конфликтами. На наших семинарах мы постоянно  просим
дышащих и сидящих обсудить эту тему до того,  как  они  начнут  работать
друг с другом, чтобы достичь полного взаимопонимания и договориться, как
они будут с этим поступать.
   Выбор времени и формы физического контакта в значительной степени за-
висит от интуиции и трудно поддается  формализации.  Однако  можно  дать
несколько общих указаний, когда человек, очевидно,  глубоко  регрессиро-
вал и кажется беспомощным и ранимым. Типичными  ситуациями  такого  рода
являются проживание заново эпизодов лишения  эмоциональной  поддержки  в
детстве и период после проживания заново биологического рождения.  Лучше
всего предложить сначала ограниченный физический контакт -  прикоснуться
к руке или лбу. Если контакт охотно  принимается,  можно  пойти  дальше,
постепенно достигая полного телесного контакта.
   В нащем случае проблема  физического  контакта  несколько  упрощается
тем, что мы всегда работаем в группе. Основания и правила  использования
интимной подцержки ясно разъясняются и принимаются  группой  в  качестве
составной части процедуры в целом.  Области  прикосновения  определяются
переживаниями дышащих, а не выбором ассистирующих. Все, что происходит в
этом отношении, происходит публично и в условиях наблюдения всей группы.
Это значительно отличается от контекста индивидуальной работы в  частной
практике. Уместность этого подхода в последнем случае следует  оценивать
каждый раз индивидуально.
   Холотропная терапия в группе придает терапевтическому процессу  новые
измерения. Наиболее очевидное преимущество состоит, конечно, в  экономии
времени. Около двадцати человек с помощью двух обученных  соведущих  мо-
гут получить значительные терапевтические и  трансформирующие  пережива-
ния в течение времени, равного трем сеансам классического психоанализа.
   Кроме того, сеансы в группе, как правило, значителъно более действен-
ны, чем индивидуальная холотропная работа. Они создают сильное каталити-
ческое поле, влияющее на процесс терапии. Интересный  аспект  коллектив-
ной холотропной работы заключается в наличии так называемых синхроничес-
ких событий (по К. Г. Юнгу), - совпадений во времени переживаний и собы-
тий как y дышащих и сидящих, так и между участниками  группы  и  внешним
миром.
   Есть еще один аспект, в котором очевидны преимущестаа работы в  груп-
пе. Это то влияние, которое подобная работа оказывает на сидящих.  Обыч-
но каждому участнику группы мы предлагаем выбрать партнера, с которым он
хотел бы работать. Участники пары по очереди выполняют роли  дышащего  и
сидящего, или ассистента. Переживания человека в качестве сидящего,  как
правило, оказывают на него мощное воздействие. Возможность помочь друго-
му в прохождении глубоко личного и интимного опыта - важное событие.
   То, как партнеры выбирают друг друга, зачастую оказывается тоже  пси-
хологически важным и включает порой синхронические  факторы.  Нередко  в
переживаниях партнеров наблюдаются элементы необычайной  дополнительнос-
ти или антагонизма. Это может оказаться полезной  возможно  тью  эмоцио-
нального воспитания. Если сеансы продолжаются систематически,  участники
имеют возможность выбрать другого партнера  -  в  том  случае,  если  их
что-то не устраивает или если их привлекает кто-то другой.

Из коллекции PsyTechServer'а    (c) 1997-2004