Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя"

Часть 1  Часть 2  Часть 3  Часть 4  Часть 5  Часть 6  Часть 7  Часть 8  Часть 9


           и. Интуитивное понимание универсальных символов

   К наиболее интересным архетипическим переживаниям можно отнести пони-
мание внутреннего, эзотерического значения символов, о  котором  говорил
К. Г. Юнг (Jung, 1971, P.473). В отличие от Фрейда, для которого  симво-
лы обозначали нечто уже известное, но  неприемлемое  для  сознания,  Юнг
считал их наилучшей возможной репрезентацией содержания,  принадлежащего
к более высокому уровню сознания и в основном невыразимого иным образом.
Универсальные символы - незашифрованные сообщения о простых  биологичес-
ких функциях. Они относятся к  сложным  трансцендентальным  реальностям.
Что касается фрейдовских зашифрованных иллюзий к элементам того же уров-
ня сознания, их можно назвать просто знаками.
   В необычных состояниях сознания визуализации различных  универсальных
символов могут играть значительную роль даже для людей, ранее не  прояв-
лявших интереса к мистицизму и эзотеризму. Такие видения  могут  переда-
вать мгновенное интуитивное понимание этих символов и вызывать  глубокий
интерес к духовному пути. В своих исследованиях я чаще всего  встречался
с появлением символов Креста, разделенного на четыре  части  круга,  ин-
до-иранской свастики в двух своих формах правильной и искаженной,  древ-
неегипетского анха (нильский крест, или  сгих  ansata),  цветка  лотоса,
даосского инь-ян,  индуистского  священного  фаллоса  (Shiva  lingam)  и
вульвы (уоni), алмаза и других драгоценных камней, буддийского колеса  и
шестиконечной звезды как в древнееврейской форме (звезда Давида), так  и
в тантрической - как символа союза мужской и женской энергии.
   В результате переживаний такого рода человек может обрести  понимание
сложных эзотерических учений. Так, люди, не знакомые с каббалой, расска-
зывали о переживаниях, подобных описанным в Зогаре или  Сефер  Иецире  и
значении каббалистических символов. Другие описывали функции и  значение
сложных мандал, используемых в тибетской ваджраяне и  других  тантричес-
ких системах. Люди, ранее осмеивавшие астрологию, алхимию и древние фор-
мы гаданий - вроде И-Цзина или Таро, - внезапно обнаруживали  их  глубо-
кий смысл и метафизическое значение. Подобные озарения могут  также  от-
крыть для скептически настроенных людей значение гностических учений или
пифагорейских теорий геометрических тел и числового порядка во Вселенной.
   Ряд образов и прозрений, связанных с символом Креста, можно  найти  в
книге "Разнообразие психоделического  опыта"  Роберта  Мастерса  и  Джин
Хьюстон (Masters and Houston, 1966, P.222). Это переживание возникло  во
время психоделического сеанса (100 микрограмм ЛСД-25) адвоката, в  прош-
лом студента-богослова, покинувшего семинарию из-за сомнений в вере. Пе-
реживания возникли, когда пациент посмотрел на орнаментированный  крест,
предложенный ему экспериментаторами,

   Я увидел распятого Христа и замученного Петра. Я видел  ранних  хрис-
тиан, умирающих на аренах, и других, спешащих по римским улочкам, пропо-
ведующих учение Христа. Я был рядом, когда изумленному Константину  яви-
лось видение Креста в небе. Я видел падение Рима и начало Темных  Веков,
когда маленькие ивовые крестики, прикрепленные к  притолоке,  оставались
единственной надеждой в жалких хижинах. Я видел,  как  крестьяне  топчут
его ногами в странных лесных ритуалах, в то время как за морем, в Визан-
тии, он сияет в мозаиках огромных соборов.
   Моя рука дрогнула, крест слабо засветился, и история смешалась.  Мар-
тин Лютер шел рука об руку с Билли Грэхемом, за ними шед Фома  Аквинский
с армией крестоносцев. Инквизиторы наставляли свои костлявые  пальцы  на
сумасшедших ведьм, и большие капли крови застывали огромным крестом.'Па-
па Иоанн ХХШ благословлял сожжение Жанны д'Арк, а Савонарола приветство-
вал в огне и сере техасского проповедника. Бомбы летели, образуя  крест,
в то время как св. Франсиск проповедовал птицам.
   Сотни тысяч эпизодов возникали из вспыхивающих  граней  креста,  и  я
знал, что еще не одна сотня тысяч ждала своей очереди. А затем, не  знаю
уж как, я оказался погруженным в него; моя субстанция  физическая,  мен-
тальная, духовная - полностью впиталась в субстанцию Креста.  Моя  жизнь
превратилась в череду вспыхивающих эпизодов истории Креста, и все  сотни
тысяч событий были событиями моей жизни. Позор и победа Креста бесконеч-
но повторялись в миниатюре в моей собственной жизни; и позор,  и  победы
были моими. Я был инквизитором и святым, я ложно осуждал и тонко  оправ-
дывал. Как и Крест, я умирал и жил, умирал и жил, и умирал,  чтобы  жить
снова и снова. И может быть, я вновь умру. Но я знал  (и  знаю  теперь),
что искупление постоянно, а вина - преходяща.

           к. Творческое вьохновение и прометеев импульс

   Даже беглое изучение литературы по психологии творчества  показывает,
что истинное артистическое, научное, философское и религиозное вдохнове-
ние инспирируется необычными состояниями сознания и  приходит  из  тран-
сперсональных Источников. Динамические  механизмы  творческого  процесса
распадаются на три большие категории.
   К первой относятся случаи, когда человек годами работае над  каким-то
вопросом, не в силах найти решение. Этот подготовительный период  обычно
включает многочисленные наблюдения, изучение всей  имеющей  отношение  к
делу литературы, многие безуспешные попытки  решить  проблему  в  рамках
обычной логики. И решение приходит в необычном состоянии сознания  -  во
сне, во время галлюцинаций, связанных с истощением или болезнью, или  во
время медитации. Этот механизм известен из множества примеров.
   Химик Фридрих Август фон Кекуле нашел формулу бензола - основу  орга-
нической химии - во сне, увидев бензольное кольцо как  маленькую  змейку
Уроборос, кусающую себя за хвост. Структура решающего эксперимента, при-
ведшая Отто Леви к отмеченному Нобелевской премией  открытию  химической
передачи нейронных импульсов, также пришла к нему во сне. Вернер Гейзен-
берг нашел математическое решение проблемы квантовой физики в Гельголан-
де, когда его сознание было изменено тяжелой сенной лихорадкой. Во  всех
этйх случаях необычное состояние сознания создавало  возможность  нового
творческого синтеза, как бы сдерживая традиционный образ мышления,  пре-
пятствовавший разрешению проблемы. Во второй категории общая форма  идеи
или системы мышления приходит по внезапному вдохновению  из  трансперсо-
нальной области часто задолго до того, как развитие данной области  спо-
собно оценить ее. Могут понадобиться годы, десятилетия  или  даже  века,
чтобы создать условия для ее принятия. Древними примерами этого механиз-
ма могут служить атомистическая теория Левкиппа и Демокрита и идея  воз-
никновения жизни в океане, сформулированная ионийским философом  Анакса-
гором. Представление о распределенности информации по всей  Вселенной  и
всем ее частям, обнаруживаемое в древней джайнистской  теории  дживасов,
или идея взаимопроникновения всех вещей,  составляющая  основу  буддизма
школы аватамсака (китайская школа хуаянь или японская кегон), могли  ка-
заться странными до обнаружения волновой природы Вселенной  и  холономи-
ческих принципов. Равным образом древние космогенетические системы, рас-
сматривавшие свет как творческий принцип Вселенной,  получили  неожидан-
ное независимое подтверждение в науке, благодаря  открытию  особой  роли
фотонов среди субатомных частиц и в  контексте  теории  процесса  Артура
Янга (Young, 1976).
   Третья категория  -  это случаи истинного прометеевского  творческого
импульса, когда вдохновение приходит в форме законченного продукта,  го-
тового для передачи дрчгим. Никола  Тесла  сконструировал  электрический
генератор, революционизировавший промышленность, после того как его  ус-
тройство и функционирующий  прототип  явились  ему  в  видении,  Альберт
Эйнштейн открыл принципы теории относительности  в  необычном  состоянии
сознания; по его описанию, большинство инсайтов пришло к  нему  в  форме
кинестетических ощущений в мышцах. Считается, что Рихард Вагнер галлюци-
нативно слышал большую часть написанной им музыки,  а  Вольфганг  Моцарт
утверждал, что часто симфонии целиком готовы в его голове, прежде чем он
их запишет. Устои мусульманской веры были переданы Магомету в  состоянии
"экстаза, приближающегося к уничтожению", когда  он  ощущал  присутствие
Аллаха

         к. Опыт Демиурга и переживание космического творения

   В этом типе переживаний человек встречается с Творцом  Вселенной  или
даже отождествляется с ним, начиная при этом понимать процесс  творения,
его мотивы, специфические механизмы, цели и проблемы. На этом  уровне  y
Творца обычно оказывается  много  личных  характеристик,  хотя  необяза-
тельно в антропоморфной форме. Можно почувствовать силы, лежащие в осно-
ве творения или инициирующие его. Испытуемые воспринимают их по-разному:
как переизбыток творческой энергии, неодолимый  художественный  импульс,
безграничное любопытство, страсть к экспериментированию, жажда  познания
и самопознания, стремление к переживаниям,  огромная  любовь,  требующая
выражения, и даже как "убегание" от монотонности и скуки.
   Переживания такого рода могут вести человека  к  серьезным  размышле-
ниям о своей роли во Вселенной. Некоторые  полагагают,  что  возможность
эмпирически отождествиться с Творцом и взглянуть оттуда на свои  повсед-
невные заботы возвышает их.  Они  перестают  чувствовать  себя  жертвами
враждебных обстоятельств, поняв, что на другом уровне  они  тождественны
силе, которая создала их.
   Другие сильно привязаны к своей  повседневной  самотождественности  и
чувствуют потребность найти смысл своего  существования  в  этой  форме.
Мысль, что люди являются актерами в предопределенной  космической  игре,
может как возвышать, так и обескураживать. Люди переживают это по-разно-
му и находят разные ответы на этот вызов.  Для  некоторых  феноменальный
мир превращается в иллюзию, и  высшей  целью  становится  пробуждение  и
осознание этого. Другие полагают, что y людей есть особая роль  разумных
созданий, по"ерживающих эволюцию и устраняющих нежелательные,  но  неиз-
бежные побочные продукты творения.
   Демиург может восприниматься как высшая сила существования,  сопоста-
вимая с Богом различных религий. Однако он может появиться  в  пережива-
нии и как один из творцов многих вселенных. В некоторых случаях  расска-
зывают о мужеско-женской диаде творцов, что похоже на космологию некото-
рых незападных культур, или о том, что Вселенная создана в процессе  иг-
ры нескольких высших существ.
   Отчет, который я использую здесь в качестве  иллюстрации  этого  типа
переживаний, относится к психоделическому сеансу с большой дозой ЛСД.

   Последовало колоссальное расширеыие сознания. Я оказался  в  межзвез-
дном пространстве, перед моими глазами создавались галактика за галакти-
кой. Я  чувствовал,  что  двигаюсь  быстрее  скорости  света.  Галактики
мелькали мимо меня. Я приближался к центральному взрыву энергии, из  ко-
торого, по-видимому, возникало все во Вселенной. Это был Источник  всего
созданного. Приближаясь к нему, я чувствовал излучаемый  им  непереноси-
мый жар. Это была гигантская печь, печь Вселенной.
   Чувство жара росло в невероятной степени, как и интенсивность  света.
Я понял, что это горение Очищаюшего Огня. Приблизившись, я почувствовал,
что перестаю быть проявлением Энергии, а становлюсь самой Энергией.  Су-
дя по всему, я на мгновение попал в самую сердцевину этой  Универсальной
Печи космического творения. Переживание было экстатическим  и  наполняло
меня чувством бесконечной мощи.
   Внезапно я понял принцип, лежащий в основе организации  Космоса.  Это
было Универсальное Сознание, разыгрывающее бесконечный ряд драм,  подоб-
ных тем, которые мы можем видеть на театральных подмостках или  в  кино.
Оно разыгрывает драму потери  себя,  чтобы  вновь  себя  найти.  Универ-
сальное Сознание погружается в разделение, отрицание, боль, зло,  агонию
и тьму, чтобы пережить бесконечную радость восстановления своей первона-
чальной безопасности и первоначального блаженства. Его истинная  природа
- неразделимое единство, отсутствие  негативности  и  дуальностей  како-
го-либо рода. Чтобы отправиться в путешествие, ему нужно  создать  иллю-
зию пространства, материи и времени, а  вместе  с  ними  категории  зла,
тьмы, боли и разрушения.
   Я продолжал обдумывать аналогию с кинофильмом. Она казалась  особенно
подходящей метафорой процесса творения. В психоделическом сеансе  я  как
бы повернулся спиной к различным образам, проецируемым на экран, и смот-
рел прямо на свет проектора. Единственный источник света  создавал  бес-
численные картины и сцены, появляющиеся на экране! Можно было также пос-
ледовать за лучом света внутрь проектора. Есть пустота, из которой  при-
ходит свет. Фильм же можно уподобить архетипам,  определящщим  пережива-
ния, проецируемые в четырехмерный пространственно-временной континуум.

                    л. Опыт космического сознания

   Люди, переживающие отождествление с космическим сознанием, как бы ох-
ватывают всеобщность существования и достигают реальности, лежащей в ос-
нове всех реальностей. Они переживают несомненную связь с высшим и  пре-
дельным принципом бытия. Этот  принцип  является  единственной  истинной
тайной; если воспринято его существование, все остальное может быть  по-
нято и обьяснено из него. Иллюзия материи, пространства, времени, беско-
нечное количество форм и уровней реальности полностью  преодолеваются  и
сводятся к этому таинственному принципу как к своему общему источнику.
   Этот опыт безграничен, непостижим и невыразим. Словесная  передача  и
сама символическая структура языка до смешного не подходят для  передачи
его качества. Наш феноменальный мир и все, что мы переживаем  в  обычных
состояниях сознания, исчезает как дым в свете этого высшего сознания как
ограниченные, иллюзорные и идиосинкратические аспекты этой  единственной
реальности. Этот принцип, очевидно, непостижим рационально, и  вместе  с
тем даже краткое эмпирическое приобщение к нему удовлетворяет все  ител-
лектуальные и философские запросы человека. Все  вопросы,  которые  ког-
да-либо задавались, получают ответ или исчезает потребность задавать ка-
кие бы то ни было вопросы.
   Наибольшее приближение к описанию этого  переживания  дает  индийское
представление о сатчитанандп. Это составное санскритское слово  содержит
три независимых корня: cam - существование, или бытие, чит - обычно  пе-
реводимое как осознание или знание, и ананда - блаженство. Бесформенное,
безмерное и непостижимое Космическое Сознание лучше всего можно  описать
как Бесконечное Существование, Бесконечное Сознание или Знание и  Беско-
нечное Блаженство. Однако любые слова относятся прежде всего  к  феноме-
нам и процессам материальной реальности и поэтому оказываются лишь  без-
надежной попыткой передать сущность этого трансцендентального принципа.
   Единственным средством оказывается  написание  употребляемых  слов  с
большой буквы, как часто поступают психотические пациенты, отчаянно  пы-
таясь рассказать о своем невыразимом мире. Люди, имевшие подобное  пере-
живание, часто говорят, что язык поэтов при  всем  своем  несовершенстве
больше подходит для этой цели. Можно упомянуть здесь бессмертное  искус-
ство трансцендентальных писателей и поэтов Хильдегарда фон Бингена,  Ру-
ми, Кабира, Мирабая, Омара Хайама, Калила Джебрана, Рабиндраната Тагора,
Щри Ауробиндо.
   Следующее переживание из сеанса со 150 миллиграммами кеталара  (кета-
мина) соединяет элементы космического сознания, отождествления с  други-
ми людьми и архетипического небесного мира.

   Я ощущал присутствие многих моих друзей, с которыми y меня  были  об-
щие интересы, ценности и взгляды на жизнь или цель в жизни. Я  не  видел
их, но каким-то экстрасенсорным образом воспринимал их  присутствие.  Мы
осуществляли сложный процесс нахождения областей согласия и  разногласии
между нами, чтобы элиминировать различия с помощью алхимической  нейтра-
лизации.
   В какой-то момент мне показалось, что мы достигли этого и  стали  со-
вершенно единой сетью, единым существом с ясной целью и  без  внутренних
противоречий. В себе я назвал этот организм "космическим кораблем созна-
ния". Мы начали движение, сочетавшее пространственный полет с очень  аб-
страктно представленной эволюцией сознания.

   В предыдущем психоделическом сеансе  я  пережил  и  принял  философию
"ндийского представления о Вселенной как лиле, Божественной игре. В этой
космической игре в прятки на каком-то уровне все уже познано и  все  уже
произошло. Единственная задача человека - поднять покрывало невежества и
уловить это. То, что я переживал сейчас, было новым и волнующим.  Истин-
ная эволюция казалась реальной возможностью, и каждый из  нас  мог  сыг-
рать в этом важную роль. Эта эволюция вела к измерениям,  которых  я  не
сознавал в своей повседневной жизни и не видел  в  предыдущих  необычных
состояниях сознания
   Движение становилось все быстрее, пока не достигло абсолютного преде-
ла, чего-то вроде скорости света в эйнштейновской вселенной. Мы все чув-
ствовали, что можно пробиться за эту границу, но результат был бы совер-
шенно непредсказуемым и может быть опасным. Наша группа бь.ла склонна  к
приключениям, так что мы решили двигаться вперед и встретиться с Неведо-
мым.
   Когда предел был преодолен, переживания сдвинулись в измерения, кото-
рые трудно описать. Вместо движения через пространство наступило  колос-
сальное расширение сознания. Время остановилось, и мы вошли в состояние,
которое я назвал бы сознанием янтаря. Внешним выражением  этога  состоя-
ния, где время замораживается, можно считать то, что живые формы -  рас-
тения или насекомые - сохраняются в янтаре без изменений  миллионы  лет,
как и сам янтарь - минерализованная органическая смола.
   Мы прошли процесс очишения, в котором из переживания исключался  вся-
кий намек на органическую жизнь. Я понял, что это состояние алмаза.  Бы-
ло важно, что алмаз - это чистый углерод, элемент, на  котором  основана
жизнь, и что он возникает в условиях крайних температур и огромного дав-
ления. Алмаз как будто бы содержал всю информацию о жизни  и  природе  в
абсолютно чистой и конденсированной форме,  как  всеобщий  универсальный
компьютер.

   Все остальные физические качества алмаза указывали на  его  метафизи-
ческое значение - красота, прозрачность, блеск, твердость, неизменность,
способность разделять белый свет на богатый спектр красок. Я начал пони-
мать, почему тибетский буддизм называется ваджраяной. Единственное,  как
я мог описать это состояние предельного космического экстаза, - это наз-
вать его "алмазным сознанием". Здесь была сосредоточена  вся  творческая
энергия и разумность Вселенной как чистое сознание, существущщее за пре-
делами пространства и времени. Это было очень абстрактным, но  содержало
все формы и тайны творения..

   Я плавал в этой энергии как безразмерная точка  сознания,  совершенно
растворившаяся, но поддерживавшая некоторое чувство  отдельной  самотож-
дественности. Я ощущал присутствие своих друзей, совершивших со мной это
путешествие. Они были бесформенными, но явно присутствовали. Мы чувство-
вали, что достигли состояния последнего свершения; мы достигли  Источни-
ка и последнего предназначения, мы были так близко к Небу, как я  только
мог себе представить.

             м. Сверхкосмическая и метакосмическая пустота

   Опыт пустоты - наиболее загадочное и парадоксальное из всех транспер-
сональных переживаний. Это эмпирическое отождествление с первичной  Пус-
тотой, Ничто и Молчанием,  которые  представляются  последней  колыбелью
всего существования. Будучи источником всего, она не может быть произве-
дена из чего-либо еще. Это несотворенное и  невыразимое  Высшее  Термины
"сверхкосмическая" и "метакосмическая", используемые интеллигентными ис-
пытуемыми для описания этого переживания, выражают  тот  факт,  что  эта
Пустота как бы обьемлет известный нам феноменальный космос и  сверху,  и
снизу.
   Пустота находится за пределами пространства и времени,  за  пределами
какого бы то ни было рода форм, любых полярностей - света и тьмы,  добра
и зла, стабильности и движения, экстаза и агонии.  Ничто  конкретное  не
существует в этом состоянии, но ничто, являющееся частью  существования,
не кажется здесь также и отсутствующим. Эта пустота, так сказать,  бере-
менна всем существованием, поскольку содержит все в потенциальной форме.
Это переживание чем-то похоже на переживание межзвездного пространства и
связано с понятием динамической пустоты из квантово-релятивистской физи-
ки, хотя и находится на гораздо более высоком метафизическом уровне.
   Переживание Пустоты выходит также за пределы наших обычных  представ-
лений о причинности. Люди, пережившие этот опыт, принимают как само  со-
бой разумеющееся, что различные формы феноменальных миров могут  возник-
нуть из пустоты в существовании без всякой видимой причины. Возможность,
что что-то происходит из ничего и исчезает без всяких следов, не  кажет-
ся здесь абсурдной, как в мире повседневного сознания.  На  этом  уровне
опыта не возникает сомнения в том, что нечто может произойти без  какого
бы то ни было прецедента, достаточной причины или  начального  импульса.
Парадоксальные и загадочные места буддийских текстов, где форма  прирав-
нивается к пустоте, а пустота - к форме, внезапно становятся  кристально
ясными. Пустота беременна формой, а многочисленные  формы  на  различных
уровнях сушествования по существу пусты.

               Психоидные трансперсональные переживания

   Психоидные трансперсональные феномены обладают особыми  характеристи-
ками. С одной стороны, это чисто субъективные интрапсихические  события;
с другой - они значимым образом связаны  со  специфическими  физическими
изменениями в общепринятой реальности, которые могут наблюдаться и  даже
измеряться другими.
   Термин "лсихоидные" указывает на то, что эти феномены являются стран-
ными гибридами, находящимися в зоне между сознанием и  материей.  К.  Г.
Юнг использовал этот термин по отношению к определенным свойствам  архе-
типов и к синхроническим событиям, соединяющим явления психики и элемен-
ты материального мира (Jung, 1964); я позволил себе  распространить  его
на другие типы феноменов, рассматриваемые в этой главе.
   Явления, описанные в предыдуших разделах, я неоднократно  наблюдал  в
психоделических и холотропных сеансах своих пациентов и  многие  из  них
сам пережил в необычных состояниях сознания. В  отличие  от  этого,  мой
опыт психоидных феноменов невелик, если не говорить о  явлениях  синхро-
нии, постоянно присутствующих в работе каждого  исследователя  необычных
состояний сознания. И все-таки, несмотря на всю спорность психоидных яв-
лений, я чувствую необходимость хотя бы вкратце упомянуть  о  них.  Есть
ряд оснований для того, чтобы включить  их  в  общий  очерк  трансперсо-
нальных переживаний.
   Во-первых, психоидные (парапсихические) феномены столь  часто  описы-
ваются в мистической литературе разных культур и времен, что это  заслу-
живает серьезного внимания. Обычно они обсуждаются в  связи  со  многими
другими типами трансперсональных переживаний, существование которых под-
тверждается современными исследованиями сознания. Кроме того,  некоторые
из них находят прямое подтверждение в юнговской психологии,  эксперимен-
тальной психиатрии и современной парапсихологии. Наконец,  научный  кли-
мат постепенно все больше изменяется в сторону непредвзятого отношения к
этой области исследований.
   Основным препятствием для серьезного изучения  парапсихических  явле-
ний было механистическое понимание сознания и его отношения  к  материи,
характерное для ньютоно-картезианской науки. Если считать, что  сознание
является случайным продуктом материи и эпифеноменом по отношению  к  фи-
зиологическим процессам мозга, то существование таких явлений  невозмож-
но и абсурдно. Однако современные представления  квантово-релятивистской
физики, теории информации и теории систем, биологии, танатологии, нейро-
физиологии и психоделической психотерапии приводят к предположению,  что
разум и, возможно, сознание являются неотъемлемыми свойствами природы  и
космоса. В контексте нарождающейся новой научной  парадигмы  существова-
ние различных психоидных явлений кажется возможным и в некотором  смысле
правдоподобным. Задачей серьезного  исследования  остается  непредвзятое
научное рассмотрение и теоретическое осмысление  соответствующего  мате-
риала.
   Некоторые аспекты психоидных событий могут  рассматриваться  с  точки
зрения психологии, другие - исключительно с точки зрения физики. Отноше-
ние этих двух составляющих зависит от типа феноменов, но различно  также
и в пределах одного и того же типа. Даже для одного и  того  же  события
оно часто зависит от обстоятельств и точки зрения участников. Во  многих
случаях психоидные события настолько подвижны, что допускают как  психо-
логическую, так и физическую интерпретацию - в  зависимости  от  подхода
исследователей. Поразительно частые  отказы  электронного  оборудования,
происходящие в критические моменты  психоидных  экспериментов,  странные
происшествия,  препятствующие  фиксации  наиболее  убедительных  доказа-
тельств, двойственность различных сообщений в исследованиях по НЛО  мож-
но привести здесь в качестве примеров. Эта трудноуловимость,  по-видимо-
му, является внутренней характеристикой психоидных событий, а не основа-
нием для того, чтобы сомневаться в их существовании.
   Психоидные феномены можно разделить на три большие категории. К  пер-
вой относятся необычные синхронные явления, связывающие различного  рода
трансперсональные переживания с физическими событиями феноменального ми-
ра. Здесь сознание особым образом взаимодействует с миром материи,  соз-
давая осмысленные гештальты. Однако при этом нет необходимости предпола-
гать, что сознание активно вмешивается в материальную реальность и  соз-
дает в ней физические изменения. Сами по себе материальные  события  ос-
таются укорененными в ньютоновском мире, соответствуя принципу причины и
следствия и не противореча традиционно принимаемым естественным законам.
   Ко второй категории относятся спонтанные парапсихические  события,  в
которых психологические  процессы,  по-видимому,  влияют  на  физическую
реальность, нарушая обязательные с точки  зрения  механистической  науки
законы. Однако такие события происходят не в  результате  специфического
сознательного намерения, даже если люди сознательно создают контекст для
их появления, как в случае специально ориентированных спортивных  сорев-
нований или во время спиритических сеансов (физический медиумизм).  При-
мерами парапсихических событий такого рода могут служить стигматы,  пол-
тергейст, НЛО, светимость тела святых и духовных учителей.
   К третьей категории относятся случаи намеренного психокинеза,  специ-
фических и произвольных вмешательств в физический  мир  психологическими
средствами. Это различные формы духовного целительства и ведовства,  ри-
туалы примитивных культур, вызывающие дождь или совершаемые  для  других
подобных прагматических целей, различные формы магии, произвольный  кон-
троль над автономными функциями, сверхъестественные силы (сиддхи) йогов,
феномены транса, передвижение объектов с помощью воли,  гипноз  на  рас-
стоянии, лабораторные эекспериметы по психокинезу и др.

           1. Синхронные связи межлу сознанием и материей

   Принцип синхронности как альтернативу  линейной  причинности  впервые
описал К. Г. Юнг, назвав этим термином значимые совпадения событий,.раз-
деленных во времени и/или в пространстве (Jung, 1960). Синхронность  мо-
жет проявляться в различных формах. Одни из них связывают людей и  собы-
тия в различных местах, другие - во времени.  Здесь  я  хочу  сосредото-
читься на наиболее интересной форме синхронности - связи между интрапси-
хическими событиями определенного человека (снами, спонтанными  видения-
ми, медитативными состояниями, психоделическими феноменами или пережива-
ниями близости смерти) и физическими событиями его жизни.
   Синхронные события такого рода могут быть связаны  с  любыми  формами
трансперсональных переживаний и иногда с  некоторыми  аспектами  перина-
тального процесса. Один из примеров самого Юнга - знаменитая  история  о
редком золотокрылом жуке, прилетевшем к нему на подоконник, когда он об-
суждал символизм египетского скарабея в сне пациента,  сопротивлявшегося
любым представлениям о трансперсональной сфере (Jung, 1961). Я уже  опи-
сывал важные синхронные события, часто  окружающие  переживание  прошлых
воплощений. Другой типичный пример - часто  встречающееся  нагромождение
опасных ситуаций, вызываемых другими людьми и внешними событиями, в жиз-
ни человека, который в своем внутреннем исследовании подходит к  пережи-
ванию смерти "эго". Как только смерть "эго" пережита и  начинается  воз-
рождение, эти ситуации исчезают так же таинственно, как появились.
   Если человек в переживании шаманскрго типа встретил духовного  учите-
ля в форме животного, то возможно, что это животное начнет различным об-
разом появляться в его жизни с частотой,  превышающей  разумную  вероят-
ность. При встрече с архетипическими образами  Анимы,  Анимуса,  Старого
Мудреца или Страшной Матери-богини идеалъные примеры  этих  фигур  могут
появиться в повседневной жизни. Многие люди отмечали, что, когда они са-
моотверженно отдаются делу, вдохновляемому из трансперсональной области,
происходят невероятные синхронные события, которые облегчают работу.
   Важно знать, что необычные синхронные события могут появиться в  жиз-
ни людей, которые начинают исследовать трансперсональную область. Тради-
ционная психиатрия не различает истинную  синхронность  и  психотическое
видение мира. Любое сообщение пациента о необычных совпадениях автомати-
чески воспринимается как иллюзия  и  рассматривается  как  психотический
симптом. Однако непредубежденный исследователь часто вынужден  признать,
что в случае истинной синхронности совпадения выходят за пределы статис-
тической вероятности.
   Юнг понимал, что  феномен  синхронности  несовместим  с  традиционным
научным мышлением. Его интересовало развитие квантово-релятивистской фи-
зики и предлагаемого  ею  мировоззрения.  Альберт  Эйнштейн  при  личной
встрече поддержал юнговскую идею синхронности,  подтвердив  ее  созвучие
новому мышлению в физике (Jung, 1973). Юнг также  дружил  с  Вольфгангом
Паули, одним из основателей квантовой физики; его  эссе  о  синхронности
неоднократно публиковалось вместе с работой Паули  о  роли  архетипов  в
мышлении астронома Иоганна Кеплера (Pauli, 1955). Синхронные  явления  в
трансперсональной психологии имеют нечто обшее с проблемами  современной
физики, связанными с теоремой Белла (BеII, 1966; С арга, 1982).

   Я встречался со  многими  примечательными  примерами  синхронности  в
своей психоделической и холотропной практике, а также в окружении покой-
ного Свами Муктананды, главы линии сидха-йоги. Однако мне  хочется  при-
вести здесь в качестве примера необычную историю, рассказанную  всемирно
известным мифологом Джозефом Кэмпбеллом на семинаре в Эсаленском  инсти-
туте в ответ на вопрос о Юнге и непричинных связях во Вселенной.
   Я расскажу вам пример синхронности из моей собственной жизни. Мы  жи-
ли в Нью-Йорке, в квартире на четырнадцатом этаже на углу Уоверли  плейс
и Шестой авеню. Меньше всего можно ожидать увидеть в Нью-Йорке богомола.
Богомол играет роль героя в фольклоре бушменов. Я читал книгу о  мифоло-
гии бушменов, про молящегося богомола. В комнате, где я находился,  было
два окна; одно выходило на Шестую авеню, другое на Гудзон, и  в  него  я
постоянно поглядывал. Окно на Шестую авеню я вряд ли раскрыл 'ару раз за
все время, пока мы там жили.
   Итак, я читал про молящегося богомола - героя - и вдруг  мне  захоте-
лось открыть окно на Шестую авеню. Я открыл  его,  посмотрел  направо  и
увидел ползущего по стене богомола. Он как раз дополз до подоконника! Он
был вот такого (показывает) размера. Он посмотрел на меня,  и  его  лицо
было похоже на лицо бушмена. У меня по спине побежали мурашки. Вы  може-
те сказать, что это совпадение, но какова вероятность, чтобы  нечто  по-
добное произошло случайно?

                 2. Спонтанные психоидные события

              а. Сверхнормальные физические явления

   В духовной и мистической литературе всех времен можно найти многочис-
ленные описания ярких физических изменений тела или кажущихся  невозмож-
ными достижений людей в необычных состояниях сознания. Соматические  из-
менения простираются от стигматов, появляющихся во  время  экстатических
состояний, относительно которых существуют традиционные  объяснения,  до
таких крайностей, как свечение или даже спонтанное.  "возгорание"  всего
тела.
   Многое кажется  сверхъестественным  в  различных  боевых  искусствах.
Что-то происходит спонтанно, что-то требует концентрации  и  целенаправ-
ленности и уже принадлежит к следующей категории. Майкл Мерфи и Реа Уайт
в своей книге "Парапсихологические аспекты слорта"  (Murphy  and  White,
1978) собрали рассказы очевидцев о способностях  атлетов,  граничащих  с
невозможным и  предполагающих  участие  парапсихологических  механизмов.
Мерфи с соавторами проводит также в Эсаленском институте исследование по
трансформации тела - обширное  исследование  всех  необычных  проявлений
связи тела и психики, зафиксированных когда-либо в истории.

         б. Спиритические феномены и фиэический медиумизм

   Другая группа явлений, принадлежащих к  этой  категории,  традиционно
изучается парапсихологами. Нередко в "замках с  привидениями",  домах  и
других местах люди испытывают странные переживания, часто  похожие  друг
на друга, хотя люди не сговариваются и ничего заранее не знают о  данном
явлении. В некоторых случаях одно и то  же  воспринимается  одновременно
несколькими лицами. Иногда это  сопровождается  объективно  проверяемыми
изменениями. Недавним примером подобного явления может  служить  эпизод,
описанный Юнгом в автобиографии  (Jung,  1961).  В  определенный  период
своей жизни он почувствовал присутствие в своем доме духов и  стал  слы-
шать их голоса. Это было подтверждено другими членами семьи.  Он  согла-
сился записать то, что они сообщали, и получилась его  знаменитая  книга
"Семь поучений мертвому" ("Septem Sermones АЫ hfortuos") -  гностический
текст, подписанный именем Василида (Jung, 1982).
   Во время спиритических сеансов (Дж. Б. Райн называет  это  физическим
медиумизмом) их участники совместно слышат стуки по полу и стенам, голо-
са, говорящие из ниоткуда, игру на музыкальных  инструментах,  чувствуют
прикосновения невидимых рук, ощущают порывы холодного ветра.  В  некото-
рых случаях это сопровождается появлением духов мертвых, сообщающих неч-
то присутствующим непосредственно или через медиума.  В  некоторых  слу-
чаях имеет место телекинез и материализация вещей, и люди поднимаются  в
воздух, в воздухе материализуются объекты, на стенах появляются  письме-
на (так называемые "аппорты").
   Даже знаменитые медиумы вроде Эусапии Палладино попадались на  мошен-
ничестве; обман и серьезное изучение странным образом соединяются в  ис-
тории парапсихологии. Однако трудно себе представить,  чтобы  так  много
внимания уделялось сфере, в которой не было бы ничего  реального.  Ни  в
одной другой области не шельмовалось и не  сбрасывалось  со  счетов  так
много недвусмысленных свидетельств уважаемых людей.  Среди  исследовате-
лей, разделивших эту судьбу, люди высших научных достижений, такие,  как
нобелевский лауреат в области медицины и физиологии Чарльз  Рише  и  сэр
Оливер Лодж, член Королевского общества Англии.

       в. Повторяюшийся спонтанный психокинез (полтергейст)

   Повторяющийся спонтанный психокинез (ПСП), который парапсихологи наз-
вали немецким термином "полтергейст" (буквально: "стучащий дух"), прояв-
ляется по-разному. Это может быть передвижение и разрушение домашних ве-
щей, бросание грязи или камней, различные звуки (удары, стуки, поскребы-
вания, свист, пение, разговор) и даже телепортация, таинственное появле-
ние различных вещей в запертой комнате или исчезновение их из  запертого
помещения. Если физический медиумизм в  ярко  выраженных  формах  сейчас
встречается все реже, то случаи  полтергейста  описываются  и  изучаются
постоянно.
   Наиболее развернутые исследования этого явления проводилось в  Герма-
нии под педантичным руководством всемирно известного парапсихолога  Ган-
са Бендера. За последние 35 лет его группа в Институте  изучения  границ
психологии и психогигиены во Фрейбурге рассмотрела 65 случаев и  собрала
примечательные свидетельства этого явления. 0 некоторых из них (наряду с
материалом по телепатии, снам-предсказаниям,  психокинетическому  сгиба-
нию металлических пластин, оккультной истории войны и НЛО) рассказано  в
книгах Ганса Бенде- " ра (Bender, 1984 ab, 1985). Среди них наиболее из-
вестный современный случай ПСП в Калифорнии -  Оуклендский  полтергейст,
изучавшийся Артуром Хастингсом (Hastings, 1978). Считается, что  явления
полтергейета связаны с подавленными инстинктам подростков или  умственно
отсталых детей.
   В качестве примера этой категории явлений  я  приведу  рассказ  Ганса
Бендера (Bender, 1984). Он особенно интересен тем, что по  меньшей  мере
сорок человек были непосредственными свидетелями феномена и его  послед-
ствий, в том числе квалифицированные техники, физики, врачи, психологи и
полицейские. Этот случай был также описан в газетах и показывался по те-
левидению.

   В конце ноября 1967 года в юридической фирме Адама в баварском  горо-
де Розенхайм начали происходить странные события. Лампы дневного  света,
висевшие на потолке в восьми футах над полом, стали  выключаться.  Элек-
трики обнаруживали, что они оказывались повернутыми на  90  градусов  от
первоначального положения. Сообщалось также о громких  звуках,  спонтан-
ных выключениях электричества, исчезновейии краски в копировальной маши-
не. Четыре телефона (фирмы Сименса) часто звонили одновременно, телефон-
ные разговоры прерывались и терялась связь. Оборудование  регистрировало
несуществующие телефонные вызовы, а телефонные счета  вышли  за  пределы
всякой вероятности. Кроме всего этого, начали двигаться картины,  иногда
поворачиваясь на 360 градусов. Несколько ламп дневного света упали с по-
толка, угрожая задеть людей, Электрики  заменили  лампы  дневного  света
обычными, но они стали поворачиваться или взрываться. Специально постав-
ленное оборудование фиксировало разряды до 50 А, во время которых  защи-
та не срабатывала и ток не прерывался. I анс Бендер вызвал двух  экспер-
тов из мюнхенского Институт'а плазмы, которые провели сложные  осциллог-
рафические измерения. Нарушения в электрическом  оборудовании  продолжа-
лись, хотя были устранены все мыслимые физические причины. Они были нас-
только серьезными, что фирма возбудила в криминальной полиции дело  про-
тив "неизвестного".
   Ганс Бендер сумел обнаружить, что все это связано с  девятнадцатилет-
ней девушкой Аннемари Ш. "Аффективное поле" создавалось ее сильным  эмо-
циональным интересом к боссу, специфической ситуацией в бюро и необычай-
ным интересом публики к этим событиям. Все  это  внезапно  прекратилось,
как только Аннемари перевели на другую работу. Интересно  отметить  один
из результатов анализа физиков. Они пришли к заключению, что  для  того,
чтобы регистрировать телефонные звонки без механического вращения цифер-
блата, необходимо обладать определенными телническими  знаниями  и  быть
способным оценивать интервалы времени порядка миллисекунд.

                   г. Неопознанные летаюшие обьекты

   Последнее явление из этой категории, которое я  хочу  упомянуть,  это
НЛО, называемые часто "летающими тарелками". Я уже упоминал, что субъек-
тивный опыт видения физических или метафизических космических  кораблей,
контакта с их экипажами и даже  личных  встреч  с  инопланетянами  часто
встречается в необычных состояниях сознания. Сейчас я остановлюсь на тех
случаях, когда субъективные сообщения сочетаются с физическими  подтвер-
ждениями. Есть основания полагать, что заключения соответствующих проек-
тов Воздушных Сил США мотивированы политическими  соображениями.  То  же
относится и к специальному комитету Университета штата Колорадо,  пытав-
шемуся объяснить все физические события естественными причинами, то есть
утверждениями, что это воздушные шары, метеориты, птицы, блики  света  и
проч.
   Как и в случае парапсихических феноменов, многие рассказы об НЛО при-
надлежат психически устойчивым, хорошо образованным, интеллигентным  лю-
дям. Есть основания полагать, что НЛО являются парапсихическими  феноме-
нами, в которых различным образом сочетаются физические и  психологичес-
кие про явления. Это затрудняет их изучение механической наукой, стремя-
щейся разделить материальное и психическое. Детальное обсуждение  проти-
воречивого материала по НЛО не входит в  наши  задачи.  Заинтересованный
читатель может обратиться к книге К. Г. Юнга "Летающие  шарелки:  совре-
менный миф о вещах, видимых на небе" (Jung, 1964) и к работам Жака Вале,
посвятившего изучению феномена НЛО многие годы (V аIIе е, 1965).

                     3. Намеренный психокинез

   Намеренный психокинез можно определить как способность влиять на  ма-
териальную среду без физического вмешательства тела (мышц и желез), пос-
редством желания, чтобы происходили определенные события, или с  помощью
специальных действий, не имеющих обычных причинно-следственных связей.

                     а. Церемониальная магия

   Во многих древних и незападных культурах выполняются сложные  церемо-
нии для вызывания дождя, получения хорошего урожая, для успешной охоты и
других практических целей. Четыре оракула буддийской тибетской традиции,
укорененной в древней традиции Бон, считались способными управлять пого-
дой. Многие другие формы магии веками описывались в  мистической  и  ок-
культной литературе. Какими бы странными ни казались эти явления  совре-
менному уму, воспитанному в традициях материалистической науки, они зас-
луживают серьезного внимания непредубежденных ученых. Есть  все  основа-
ния полагать, что это парапсихологические  явления,  часто  связанные  с
соответствующими событиями в физическом мире.  Невозможно,  чтобы  такие
процедуры, как целительные ритуалы или церемонии вызывания дождя  повто-
рялись в течение веков, если бы они не давали эффекта.  Шаману  было  бы
трудно сохранять свою репутацию, если бы он постоянно терпел неудачи. Мы
сами были свидетелями многочасового дождя, последовавшего за церемонией,
проведенной столетним шаманом Доном Хосе  Мацуа,  мексиканским  индейцем
уичоли, во время двухлетней засухи в Калифорнии. Тибетская культура  из-
вестна своими достижениями в изучении человеческой души и сознания,  так
что репутация тибетских оракулов должна быть основана по крайней мере на
ряде примечательных синхронностей и не может быть объяснена просто  суе-
вериями и самообманом примитивных людей.

                      б. Целительство и ведовство

   Историческая и антропологическая литература содержит множество  сооб-
щений о различных формах духовного целительства и ведовства, реализуемо-
го отдельными индивидами и группами, и о сложных ритуалах  такого  рода.
Исследования  антропологов-медиков  показали,  что  терапевтические  ре-
зультаты целительских процедур и церемоний в таких системах, как  санте-
рия, палерисмо и умбанда, среди групп латиноамериканских  эмигрантов  во
многих случаях превосходят достижения западной  психиатрии  и  медицины.
Пока неизвестно, относится ли это только к эмоцинальным и  пси-хосомати-
ческим расстройствам или распостраняется и  на  определенные  физические
заболевания. Исследование психоделических веществ показало,  что  многие
шаманы имеют в своем распоряжении средства, гораздо. более  эффективные,
чем словесные техники западной психотерапии. Работа  парапсихологических
хирургов Арриго в Бразилии и Тони Агпоа и других на Филиппинах  произве-
ла болъшое впечатление на таких исследователей с прекрасной  академичес-
кой репутацией, как Уолтер Панке, Андрийа Пухарич и Стэнли Криппнер.

                              в. Сиддхи

   Литература об индийских йогах содержит бесчисленные сообщения  об  их
удивительной способности контролировать различные автономные функции те-
ла: они могут останавливать кровотечение, прекращать биение сердца, жить
без пищи и даже без кислорода. Многие из этих сообщений,  долго  считав-
шиеся в научном мире фантастической чепухой, были подтверждены современ-
ными научными наблюдениями. Систематические  исследования  этих  явлений
привели к развитию техники биологической обратной связи, даюшей  возмож-
ность обычным людям добиться умения управлять деятельностью сердца, дав-
лением крови, температурой тела и другими автономными функциями. Сообще-
ния о тибетской лрактике туммо, приводящей за короткое время  к  повыше-
нию температуры тела на несколько градусов, были  подтверждены  медицин-
ским исследованием Бенсона и Эпштейна, проведенным с  разрешения  и  при
поддержке со стороны Далай-ламы (В е п я о п et. al., 1982),
   Если вышеописанные явления можно объяснить в  пределах  представлений
западной медицины, то определенные сверхьестественные  способности,  или
сиддхи, по-видимому, достигаемые некоторыми людьми посредством  йогичес-
кой духовной практики, явно противоречат представлениям западной  науки.
Сюда относятся сообщения о левитации, способности проецировать  себя  на
большие расстояния, физически находитъся в двух разных  местах  одновре-
менно, материализовать и дематериализовать различные обьекты и даже соб-
ственное тело, Существование подобных феноменов нуждается в  подтвержде-
нии или отрицании будущими исследованиями. Однако в свете новой  научной
парадигмы они не кажутся абсурдными и невозможными, какими казались  ме-
ханистической науке.
   Еще один психоидный феномен - это способность людей в состоянии тран-
са выполнять то, что кажется физически невозможным  (например,  ложиться
голым телом на осколки стекла или взбираться по лестнице  из  обнаженных
лезвий). Многие действия такого рода продолжают  выполняться  различными
группами в различных частях света. Так, например,  индонезийское  хожде-
ние по огню было недавно завезено в Калифорнию и быстро  вошло  в  моду,
так что это делают тысячи людей. Независимо от того, можно ли  объяснить
в рамках природных законов хождение по углям с температурой 1400  граду-
сов по Фаренгейту, ясно, что наша культура напрасно отрицает существова-
ние множества подобных явлений.

                     г. Лабораторный психокинез

   Современные парапсихологи получили убедительные результаты в система-
тических лабораторных исследованиях психокинеза. Их  методы  развивались
от простых экспериментов по бросанию,костей до  сложных  устройств,  ис-
пользующих генерацию случайных чисел с помощью  излучения  электронов  в
радиоактивном распаде, современных средств  электроники  и  компьютеров.
Они исследовали психокинез в отношении движущихся мишеней  вроде  броса-
ния жребия специальными машинами, электрических часов, потока  жидкостей
и излучения электронов. Значительные успехи были достигнуты  при  изуче-
нии психокинеза относительно более трудных статических мишеней. Парапси-
хологические эксперименты с живыми мишенями  включали  изучение  лечения
животных, психокинетического влияния на рост растений и активность  фер-
ментов.
   В Соединенных Штатах, Советском Союзе и  других  странах  проводились
систематические наблюдения людей, способных двигать обьекты без  прикос-
новения к ним, проецировать ментальные изображения на фотопленку, гипно-
тизировать людей на расстоянии, психокинетически  сгибать  металлические
пластины. Я отмечаю все это, оставляя выводы  специалистам.  Заинтересо-
ванные читатели могут обратиться к работам Чарльза  Тарта  (Tart,  1975,
1977),  Стэнли  Криппнера  (Кг!  ppner,  1977,  1980),  Джулс   Ейзенбад
(Eisenbud, 1967), Рассела Тарга и Харольда Путхоффа (Targ  and  Puthoff,
1978), Тарга и Хэрари (Targ and H агагу, 1984) и Ганса Бендера  (Bender,
1984 ab, 1985).

                 Философские проблемы, связанные
               с трансперсональными переживаниями

   Трансперсональные  переживания  обладают  зачастую  характеристиками,
заставляющими сомневаться в большинстве фундаметальных предпосылок мате-
риалистической науки и  механистического  мировоззрения.  Исследователи,
серьезно изучившие и/или пережившие эти феномены, понимают, что  попытки
традиционной психиатрии отвергать их как  незначимые  плоды  воображения
или пустые фантазии, порождаемые патологическими процессами  мозга,  по-
верхностны и неуместны. Любое  непредвзятое  изучение  трансперсональной
области психики приводит к заключению, что эти  наблюдения  представляют
собой серьезный вызов ньютоно-картезианской парадигме западной науки.
   Хотя трансперсональные переживания и возникают в  процессе  глубокого
индивидуального самоисследования,  их  невозможно  интерпретировать  как
чисто интрапсихические явления в общепринятом смысле слова. С одной сто-
роны, они образуют непрерывный эмпирический континуум с  биографическими
и перинатальными переживаниями. С другой - они,  по-видимому,  непосред-
ственно, без помощи органов чувств, подключаются к  источникам  ииформа-
ции, явно находящимся вне традиционного доступа человека.
   Люди, пережившие эпизоды пребывания в утробе  или  зачатия,  элементы
сознания тканей, органов или клеток, приобретают при этом точные с  точ-
ки зрения медицины сведения относительно анатомии, физиологии  и  биохи-
мии соответствующих процессов. Переживания воспоминаний  предков,  опыта
расового и коллективного бессознательного, прошлых воплощений также час-
то содержат точные детали архитектуры, одежды,  оружия,  искусства,  со-
циальной структуры и религиозной практики соответствующих культур и  пе-
риодов или даже сведения о конкретных исторических событиях. Люди, пере-
живающие филогенетические эпизоды  или  отождествление  с  существующими
формами жизни, находят их не только подлинными и убедительными, но  так-
же получают много сведений относительно психологии  животных,  этологии,
их специфических привычек и особенностей репродуктивного цикла. В  неко-
торых случаях это сопровождается архаической  мышечной  иннервацией,  не
характерной для человека, или даже такими сложными действиями,  как  ис-
полнение брачного танца.
   Люди, переживающие эпизоды отождествления с растениями или их  частя-
ми, часто сообщают важные сведения о происходящих в них процессах - про-
растании семян, фотосинтезе в листьях, роли ауксина  для  роста,  обмена
воды и минералов в корневой системе, об опылении.  Часто  встречается  и
убедительное чувство сознательного отождествления с неживой материей или
неорганическими процессами - водой в океане, огнем, молнией, деятельнос-
тью вулканов, ураганами; с золотом, алмазами, гранитом и даже со звезда-
ми, галактиками, атомами и молекулами. Такого рода переживания тоже  мо-
гут иногда приносить точную информацию о различных природных процессах.
   Особая категория трансперсональных переживаний - телепатия,  парапси-
хологическая диагностика, ясновидение, яснослышание, предвидение будуще-
го, психометрия, внетелесные переживания и другие случаи экстрасенсорно-
го восприятия - часто становится предметом внимания и  даже  эксперимен-
тального исследования. Это единственный тип трансперсональных феноменов,
который обсуждается в академических кругах, хотя, к сожалению,  с  нема-
лой долей предубежденности. Парапсихологические трансперсональные  фено-
мены представляют, разумеется, значительный теоретический интерес.
   Если смотреть на вещи шире, то оснований для того, чтобы выделять так
называемые паранормальные феномены в особую  категорию,  наверное,  нет.
Поскольку многие другие типы трансперсональных переживаний часто обеспе-
чивают доступ к новой информации о Вселенной  посредством  экстрасенсор-
ных каналов, признание трансперсональной сферы стирает или делает весьма
условной границу между психологией и парапсихологией.
   Философские трудности еще более усугубляются  тем,  что  в  необычных
состояниях сознания отображение материального мира переплетается  с  со-
держанием, которое с точки  зрения  западного  человека  не  принадлежит
объективной реальности. Можно упомянуть здесь юнговские архетипы  -  мир
божеств, демонов, демиургов, героев, наделенных сверхчеловеческими  спо-
собностями, и сложные мифологические, легендарные и  сказочные  эпизоды.
Однако даже такие переживания могут давать точную информацию о религиоз-
ном  символизме,  фольклоре  и  мифологических  структурах  в  различных
культурах, ранее неизвестных человеку.
   Существование и природа трансперсональных переживайий нарушают  неко-
торые наиболее фундаментальные  предположения  механической  науки.  Они
требуют признания таких кажущихся абсурдными представлений, как  относи-
тельность и условность всех физических границ, непространственные  связи
Вселенной, коммуникация посредством неизвестных средств и  каналов,  па-
мять без материального субстрата, нелинейность времени,  сознание,  свя-
занное со всеми живыми организмами, в том  числе  с  низшими  животными,
растениями, одноклеточными и вирусами, и даже неорганической материей.
   Многие трансперсональные переживания включают  недоступные  непосред-
ственно органам чувств человека события макрокосма и микрокосма или  пе-
риодов, предшествующих  возникновению  Солнечной  системы,  формированию
Земли, появлению живых организмов, развитию центральной нервной системы,
появлению homo sapiens. Все это  ясно  указывает  на  то,  что  каким-то
необъяснимым пока образом сознание человека содержит информацию обо всей
Вселенной, или обо всем существовании.  Человек  обладает  потенциальным
эмпирическим доступом к любой ее части и  в  некотором  смысле  является
всей космической сетью, будучи одновременно ничтожно  малой  ее  частью,
отдельным и незначимым биологическим существом.
   Трансперсональные переживания занимают специальное место в  картогра-
фии человеческой психики. Уровень психоаналитических воспоминаний и  ин-
дивидуального бессознательного янляется чисто  биографическим  по  своей
природе. Перинатальная динамика представляет собой  как  бы  пересечение
границ между личным и трансперсональным. Это отражается  в  ее  глубокой
связи с рождением и смертью - началом и концом  индивидуального  челове-
ческого существования.  Трансперсональные  феномены  обнаруживают  связи
между индивидом и Космосом, которые пока выходят за пределы нашего пони-
мания. Можно лишь сказать, что в процессе  развертывания  перинатального
уровня возникает странная, напоминающая ленту Мебиуса петля,  в  которой
глубокое самоисследование оборачивается эмпирическим постижением Вселен-
ной в целом, включая космическое сознание и сверхсознательную разумность.

   Будучи совершенно несовместимыми с механистической наукой,  транспер-
сональные переживания созвучны революционному развитию  различных  науч-
ных дисциплин, в котором возникает новая научная парадигма.  Среди  дис-
циплин и понятий, внесших свой вклад в это кардинальное изменение  миро-
воззрения, можно назвать квантово-релятивистскую  физику  (Сарга,  1975,
1982), астрофизику (Davis, 1983), кибернетику, теорию информации и  тео-
рию систем (Bateson, 1972, 1979; Maturana and  Varel  а,  1980;  Varela,
1979), теорию морфического  резонанса  (Sheldrake,  1981),  пригожинскую
теорию структур (Prigogine and Stengers, 1984), бомовскую теорию  холод-
вижения (Bohm,  1980),  голографическую  модель  мозга  (Pribram,  1971,
1977), янговскую теорию процесса (Young, 1976).
   Вышеописанная картография внутренних пространств совершенно необходи-
ма для любого серьезного подхода к таким явлениям,  как  психоделмческие
состояния, шаманизм, религия, мистицизм, первобытные ритуалы, мифология,
парапсихология, танатология и психоз. Она представляет собой  далеко  не
просто обычный академический интерес, порождая революционизирующие след-
ствия для понимания психопатологии  и  предлагая  новые  терапевтические
возможности, немыслимые в традиционной психиатрии (Grof, 1985).

  2. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира

   Холотропный подход в психотерапии представляет собой значимую  и  эф-
фективную альтернативу традиционной глубинной психологии, основанной  на
обмене словами между терапевтом и пациентом.  Слово  "холотропный"  бук-
вально означает "стремящийся к целостности" (от греч.: "holos" - целое и
"trepeine -  движущийся  в  определенном  направлении,  направляющийся).
Основная философская предпосылка холотропной терапии состоит в том,  что
средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ни-
же своих потенциальных возможностей. Это обеднение объясняется тем,  что
человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего  существа,  с
физическим телом и Эго. Такое ложное отождествление ведет к  неподлинно-
му, нездоровому и лишенному свершений образу  жизни,  а  также  вызывает
эмоциональные и психосоматические расстройства психологической природы.
   Возникновение беспокоящих человека симптомов без какойлибо органичес-
кой причины может указывать на то, что он достиг критической точки, ког-
да старый, основанный на ложных предпосылках, способ существования в ми-
ре становится невыносимым. Такого рода срыв может произойти в определен-
ной ограниченной области жизни - семейных и сексуальных отношениях, про-
фессиональной ориентации или в отношении каких-то  определенных  жизнен-
ных целей, - а может охватить одновременно всю  жизнь  человека.  Обшир-
ность и глубина срыва приблизительно соответствуют масштабам невротичес-
ких или психотических проявлений. Возникающий кризис может  представлять
собой определенную опасность для человека, но  также  создает  и  значи-
тельные новые возможности.
   Проявившийся симптом отражает усилие организма, стремящегося  освобо-
диться от старого давления и травматических впечатлейий и упростить свое
функционирование. Вместе с тем это одновременно и поиск собственной суш-
ности, и тех измерений бытия, которые связывают человека  с  космосом  в
целом, делают его соизмеримым всему сущему. При благоприятных условиях и
правильной поддержке результатом этого процесса может  быть  радикальное
разрешение проблем, психосоматическое  излечение  и  эволюция  сознания.
Следовательно, этот процесс можно рассматривать как потенциально благот-
ворную, спонтанную терапевтическую активность  организма,  которую  сле-
дует поддерживать, а не подавлять. Такое понимание природы  психопатоло-
гии составляет фундаментальное кредо холотропной терапии.
   Основная цель эмпирических (то есть основанных на  собственном  опыте
пациента) техник в психотерапии состоит в том, чтобы активизировать бес-
сознательное, высвободить энергию, связанную в эмоциональных и  психосо-
матических симптомах, перевести статическое равновесие  этой  энергии  в
поток опыта. Холотропная терапия содействует активизации бессознательно-
го до такой степени, что это приводит к необычным  состояниям  сознания.
Этот принцип сравнительно нов в западной психотерапии, хотя он  в  тече-
ние столетий и  даже  тысячелетий  использовался  в  шаманской  и  цели-
тельской практике многих народов,  в  ритуалах  различных  экстатических
сект, в древних мистериях смерти и возрождения.
   Для психотерапии, которая использует столь  мощные  средства  воздей-
ствия на сознание,  персоналистически  и  биографически  ориентированные
представления современной академической психологии  совершенно  недоста-
точны и неудовлетворительны. В такого рода работе нередко уже на  первой
сессии становится ясным, что корни  психопатологии  простираются  значи-
тельно дальше событий раннего  детства  и  выходят  за  пределы  индиви-
дуального  бессознательного.  Эмпирическая  психотерапевтическая  работа
раскрывает за традиционными биографическими корнями  симптомов  глубокие
связи с внебиографическими областями души, такими, как элементы  встречи
с глубинами смерти и рождения, с характеристиками перинатального уровня,
с широким спектром факторов трансперсональной природы.
   Таким образом, узкие "биографические" представления в отношении  тех-
ник эмпирической терапии могут быть лишь мешающей делу смирительной  py-
башкой. Подлинно эффективная работа не может быть  ограничена  проработ-
кой биографических проблем. Представления о психике, используемые в  хо-
лотропной терапии, должны  быть  расширены  за  пределы  биографического
уровня, за пределы индивидуального бессознательного, должны включать пе-
ринатальные и трансперсональные уровни.

                      Принципы холотропной терапии

   Рассмотрим теперь основные принципы холотропной терапии, Прежде  все-
го, она признает терапевтические, трансформирующие и  эволюционные  воз-
можности необычных состояний сознания. Поскольку в этих состояниях  пси-
хика человека проявляет спонтанную целительную  деятельность,  холотроп-
ная терапия использует техники наведения необычных  состояний  сознания.
Это изменяет динамическое равновесие, поддерживающее те или иные симпто-
мы, преобразует их в поток необычного опыта и растворяет в этом  процес-
се. Задача ассистирующих на сеансе состоит  в  том,  чтобы  поддерживать
процесс проживания пациентом своего опыта с полным доверием к его  цели-
тельной природе, не пытаясь изменить его.
   Важно, чтобы терапевт поддерживал  то,  что  разворачивается  в  ходе
сеанса, даже если он не понимает этого в данный момент. Возможны  мощные
трансформирующие переживания, вообще не имеющие никакого  специфического
содержания. Они состоят из ряда интенсивных всплесков эмоций  или  физи-
ческих напряжений и последующих глубоких  расслаблений  или  успокоений.
Часто прозрения или специфическое содержание  появляется  позже,  иногда
даже на следующих сеансах. В некоторых случаях разрешение происходит  на
биографическом уровне, в других включает перинаталькый материал или раз-
личные трансперсональные темы. Нередко избавление от  эмоциональных  или
психосоматических симптомов и устойчивые трансформации  личности  оказы-
ваются связанными с переживаниями, вообще не поддающимися  рациональному
постижению, Я опишу одну такую ситуацию, имевшую  место  на  семинаре  в
Эсаленском институте. Другие примеры необычных терапевтических  эффектов
можно найти в следующих raasax

   Глэдис, участница одного из пятидневных семинаров, в  течение  многих
лет страдала приступами глубокой депрессии,  сопровождавшейся  интенсив-
ной тревогой. Обычно она начиналась каждый день после четырех часов  ут-
ра и продолжалась несколько часов. Ей приходилось собирать все свои  си-
лы, чтобы встречать каждый новый день.
   На сеанс холотропного дыхания Глэдис реагировала чрезвычайной активи-
зацией физической энергии, но, несмотря на интенсивную работу с телом  в
заключительном периоде, она не достигла желаемого  результата.  Подобное
бывает довольно редко, если  предпринимаются  систематические  действия,
чтобы помочь интеграции в конце сеанса. На следующее утро  ее  депрессия
проявилась как обычно, но с еще большей отчетлквостью. Видя  ее  состоя-
ние, мы решили изменить программу на утро и немедленно поработать с ней.

   Мы попросили ее лечь на пол в середине группы,  дышать  глубоко,  от-
даться потоку звучащей музыки и принять любые переживания, которые  мог-
ли возникнуть в этих обстоятельствах. В течение пятидесяти минут  Глэдис
сотрясалась в конвульсиях, громко кричала, как будто бы сражаясь с неви-
димыми врагами, и проявляла иные признаки сильного  психомоторного  воз-
буждения. Позже она рассказала, что в этой части сеанса она заново пере-
живала свое рождение.

   Постепенно ее крики стали напоминать слова неизвестного нам языка. Мы
не высказывали своих суждений, старались не  мешать  тому,  чтобы  звуки
принимали именно такую форму, даже если ей самой они  казались  бессмыс-
ленными. Через некоторое время ее движения стали принимать  определенный
рисунок, и она стала с силой пропевать последовательность звуков,  напо-
минавшую своего рода молитву.
   Воздействие этого пения на группу было необыкновенно сильным. Не  по-
нимая слов и не зная того, что  происходит  внутри  Глэдис,  большинство
участников группы почувствовали себя глубоко затронутыми и  начали  пла-
кать. Когда Глэдис кончила песню, она успокоилась и  впала  в  состояние
транса, в котором оставалась более часа, совершенно не двигаясь.  Позже,
рассказывая о том, что с ней было, она говорила, что чувствовала  неодо-
лимую потребность делать то, что она делала. Она не понимала  того,  что
случилось, и не имела ни малейшего представления о том, на  каком  языке
она пела свою песню.

   Аргентинский психоаналитик, присутствовавший в  группе,  сказал,  что
Глэдис пела на чистом сефардском языке, который  был  ему  знаком.  Этот
язык, называемый также "ладино", является смесью  средневекового  испан-
ского с ивритом. Глэдис не была еврейкой и не  знала  даже  современного
испанского. Она никогда не слышала про существование такого языка
   Буквальный перевод песни, которая так сильно подействовала на группу,
таков:. "Я страдаю и всегда буду страдать. Я плачу" эпизод и  то  глубо-
кое действие, которое он оказал на Глэдис, навсегда  остался  таинствен-
ным как для нее, так и для нас.

   Наиболее сильная техника вызывания необычных состояний сознания и ак-
тивизирования психики - это, без сомнения,  исполъзование  психоделичес-
ких препаратов. Однако здесь есть и  серьезные  опасности.  Это  требует
специальных предосторожвил. Я не буду в этом разделе обсуждать  принципы
психоделической терапии, отсылая заинтересованных читателей к моим  пре-
дыдущим публикациям, специально посвященным этой теме (Grof, 1977, 1980,
1985). Здесь более уместно остановиться на нефармакологических техниках,
легко доступных всем, кто захочет экспериментировать с ними, и  не  свя-
занных со сложными политическими, административными и юридическими проб-
лемами. Читатели, для которых параллели с психоделической  терапией  все
же очень важны, найдут в приложении к этой книге краткий  обзор  важней-
ших психоделических веществ и растений и их использования в ритуальной и
психотерапевтической практике.

   В течение последних десяти лет я и моя жена Кристина создали нефарма-
кологическую технику, которую мы называем  холономной  интеграцией,  или
холотропной терапией Как уже было сказано, холотропная стратегия в тера-
пии (в широком смысле слова) присуща многим различным  подходам,  в  том
числе практике шаманов, лечебным процедурам примитивных  племен,  ритуа-
лам перехода, трансовым танцам бушменов, некоторым видам гипноза, психо-
делической психотерапии, другим эмпирическим психотерапиям  и  различным
духовным практикам. Однако я буду понимать под этим термином наши психо-
терапевтические процедуры, соединяющие  управляемое  дыхание,  музыку  и
другие формы звукотехнологии и целенаправленную работу  с  телом.  Далее
будут описаны элементы этого процесса.

Из коллекции PsyTechServer'а    (c) 1997-2004