Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя"

Часть 1  Часть 2  Часть 3  Часть 4  Часть 5  Часть 6  Часть 7  Часть 8  Часть 9


                   ь. Филогенетические переживания

   Этот тип трансперсональных переживаний тесно связан с опытом отождес-
твления с животными, о котором речь шла ранее. Здесь также  присутствует
чувство полного анатомического, физиологического и  даже  биохимического
отождествления с различными организмами других видов и могут быть  полу-
чены инсайты относительно жизни различных форм.  Основное  отличие  сос-
тоит в убедительном чувстве регрессии в  историческое  время,  Преодоле-
ваются непространственные границы, и человек отождествляется не  с  ныне
существующим животным, а с особями различных видов в эволюционной  исто-
рии жизни. Некоторые из этих переживаний включают в себя чувство  иссле-
дования собственной биологической истории и отождествления с собственны-
 ми животными предками. Таким образом, они оказываются логическим расши-
рением ранее описанных внутриутробных переживаний, опыта предков и  опы-
та расы. Другие состоят в эмпирическом отождествлении с  различными  ас-
пектами эволюции жизни на Земле или с филогенетическим деревом  жизни  в
ее тотальности. В этих переживаниях часто появляется интуитивное понима-
ние не толъко жизненных форм, с которыми отождествляется человек,  но  и
сил, управляющих эволюцией, - творческих намерений космического  разума,
архетипической динамики, филогенетической логики и инстинктивных  стрем-
лений. Человек может отождествиться с тотальностью жизни и задаться воп-
росами, является ли она жизнеспособным космическим феноменом, не  содер-
жит ли она . встроенных саморазрушительных тенденций,  сильнее  ли  кон-
структивные аспекты жизни, чем деструктивные и  саморазрушительные  (см.
пример на с. 77). Вот пример типичного филогенетического переживания  из
учебного сеанса в Мэрилендском центре психиатрических исследований.
   Значительная часть этих переживаний была  связана  с  эпохой  больших
рептилий - триасским, юрским и меловым периодами -  и  концентрировалась
на борьбе за выживание. Одно из них помнится мне особенно ярко. Я  пере-
жил ужасную битву с плотоядным тиранозавром, сам будучи большим динозав-
ром. Переживание было невероятно реальным. Все его элементы  воспринима-
лись как совершенно подлинные, далеко выходящие за пределы того,  что  я
мог бы вообразить с точки зрения моего обычного человеческого опыта.
   Я был огромным неуклюжим телом, и меня охватывало  смешанное  чувство
животного страха и примитивной слепой ярости. Я чувствовал боль  и  ощу-
щал, что мое тело разрывается; это были совершенно нечеловеческие  пере-
живания. Наиболее ошеломляющим аспектом переживания был особый  вкус  во
рту - смесь вкуса крови и застоявшейся гниющей  болотной  воды.  Я  ясно
ощущал, что проиграл эту битву. Моя голова была сброшена в грязь  удара-
ми врага, и я умер, Это был наиболее яркий и живой эпизод, хотя  были  и
эпизоды с другими видами рептилийэ.

                 е. Переживания планетарной эволюции

   В этом типе переживаний перед человеком разворачивается панорама эво-
люции всей планеты, включая ее происхождение в качестве части  Солнечной
системы, ранние геофизические процессы, существование первичного океана,
происхождение и развитие жизни. Это может восприниматься с точки  зрения
наблюдателя, но человек может также эмпирически отождествлятътся  с  то-
тальностью планетарной эволюции или с какимто ее аспектом. Это явным об-
разом связано с опытом отождествления с Геей, о котором мы уже говорили,
но в динамической, эволюционной перспективе. Как  и  другие  трансперсо-
нальные переживания, эпизоды такого рода могут дать  глубокое  понимание
соответствующих процессов, намного превосходящее  интеллектуалъные  зна-
ния человека в специфических областях и его общий  образовательный  уро-
вень.

                     ж. Переживания космогенеза

   Переживания этой группы представляют собой логическое расширение пре-
дыдушей. Здесь эволюционное исследование ] распространяется на всю  Все-
ленную. Человек может быть свидетелем рождения  и  развития.космоса  или
отождествиться с различными его аспектами, различными эпизодами космоге-
нетической истории - Большим взрывом, творением материи, пространства  и
времени, рождением галактик и их "разбеганием", взрывами новых и  супер-
новых звезд, сжатием огромных солнц, порождающим  черные  дыры,  с  дей-
ствием невообразимых Измерений и немыслимых энергий. Вся история  космо-
са может быть проиграна в сознании с необыкновенным  изменением  чувства
времени,
   Образованные люди, в том числе математикй и  физики,  рассказывают  в
этом контексте о примечательных эмпиричес"их прозрениях в различных  об-
ластях астрономии и астрофизики, которые могут быть  выражены  математи-
чески, но не могут быть полностью осознаны в обычном состоянии сознания.
Это может быть эйнштейновское представление о бесконечной, но  замкнутой
Вселенной,  неэвклидовы  геометрии  Лобачевского  и  Римана,   простран-
ство-время Минковского, "горизонт событий", исчезновение времени,  прос-
транства и законов природы в черной дыре и другие сложные  представления
современной физики.
   Эти инсайты в необычных состояниях сознания указывают, что сознание и
творческий разум необходимым образом вовлечены в космогенез; они  проли-
вают новый свет на так называемый "антропный принцип" - одно из  недавно
сформулированных  астрофизиками  представлений  (Davies,  1983)  относи'
тельно того, что космогенетический процесс должен содержать  много  бла-
гоприятных случайностей, чтобы создать  Вселенную,  в  которой  возможна
жизнь. Можно сказать, что намерение создать Вселенную, в  которой  будет
существовать жизнь, присутствовало в процессе творения с самого  начала.
Следующий отчет о психоделическом сеансе известного  англо-американского
писателя и философа Алана Уотса - яркое описание психоделического  пере-
живания, прослеживающего эволюцию от личной истории, через историю орга-
нической жизни до происхождения Галактики и Вселенной (Watts,  1962).  Я
пробирался через лабиринт своего мозга; кружа в его бесчисленных поворо-
тах, я потерял путь, которым пришел в этот  лес.  Обратно  -  туннелями,
хитрыми стратегиями сохранения своего статуса взрослого человека,  стра-
тегиями выживания, бесконечными переходами наших  снов,  всеми  улицами,
которыми мы проходили, школьными коридорами,  извилистыми  путями  между
ножек стульев, которыми проползали в детстве, через узкий  кровавый  вы-
ход из утробы, через извергающий канал пениса, через бесконечное блужда-
ние по его губчатым протокам; вниз и назад через сужающиеся трубочки  до
того места, где проход становится тем, кто проходит, -  тонкой  цепочкой
молекул, переживающей искус проб и  ошибок,  чтобы  выстроиться  в  пра-
вильном порядке, стать комочком органической  жизни;  безоглядно  назад,
через бесконечное круговращение астрономических пространств,  окружающих
первоначальное ядро мира, центр центров, столь же далекий в глубине, как
далеки туманности за пределами нашей Галактики.
   Вниз и наконец наружу, вон из космического лабиринта,  чтобы  обнару-
жить в себе, озадаченном страннике, и как  себя,  забытое,  но  знакомое
чувство первоначального импульса  всех  вещей,  высшей  тождественности,
внутреннейшего света, последнейшего центра, который более "я", чем я сам.

              з. Парапсихические феномены, выхоляшие
           за прелелы времени: прелвиьение, ясновиление
            и яснослышание прошлых и булуших событий,
              психометрия, путешествия во времени

   Эта группа пси-феноменов показывает, что  события  в  мире  имеют  не
только транспространственные, но и вневременные, или трансвременные свя-
зи, выходяшие за пределы линейного времени повседневного опыта.  Пси-фе-
номены этой категории невозможно объяснить привычными энергетическими  и
информационными процессами материального мира.  В  необычных  состояниях
сознания, а иногда и в повседневной жизни бывают вспышки ясного предвос-
хищения будущих событий, которые оказываются соответствующими  реальнос-
ти В некоторых случаях это сложные и детальные сцены из  будущего,  вос-
принимаемые всеми органами чувств. Особенно часто встречаются визуализа-
ции событий будущего и их акустическое  сопровождение  в  виде  голосов,
слов или драматических звуков, связанных с авариями, несчастными случая-
ми и т. п. Верификация подобных фе'номенов требует особой  осторожности;
если они не зафиксированы в тот момент, когда преДвидение  имеет  место,
возможны различные искажения - неверная интерпетация событий,  искажение
памяти, явления dejivu и пр. Вместе с тем нет никаких  сомнений  в  том,
что подлинное ясновидение и предвидение будущего действительно  случает-
ся. Ясновидение и яснослышание различных событий в прошлом может  наблю-
даться в качестве изолированных феноменов  или  в  связи  с  трансперсо-
нальными переживаниями, выходящими за пределы времени (опыт предков, ра-
сового или коллективного бессознательного, кармические или  эволюционные
переживания). Особым явлением этой категории является психометрия,  рас-
крывающая историю определенного обьекта (который экспериментирующий дер-
жит в руках), включая различные связанные с ним эмоции, мысли,  видения,
звуки, запахи и физические ощущения.
   Я неоднократно наблюдал в психоделических и холотропных сеансах  под-
твержденные случаи предвидения, ясновидения событий прошлого и  будущего
и психометрии. Кроме того, мне довелось быть свидетелем демонстраций из-
вестных медиу'- мов Энни Армстронг и Джека Шварца. Интересны в этой свя-
зи также контролируемые эксперименты видения будущего,  проводившиеся  в
Стэнфордском исследовательском институте Расселом Таргом, Харольдом Пут-
хоффом и Кейт Харари не только с известными медиумами, но и  со  многими
обычными людьми (Targ and Puthoff, 1978; Targ and Harary, 1984). В  пос-
ледних двух успешных экспериментах на отдаленное видение советский испы-
туемый не только описывал  случайно  выбранное  положение  определенного
обьекта в Соединенных Штатах, к которому приближался специально  выбран-
ный человек в момент эксперимента, но и мог предсказать, куда  он  будет
передвигаться в будушем.
   В некоторых случаях человек может выходить за пределы обычных ограни-
чений времени, произвольно назначая время, в которое он  хочет  попасть.
Такое "путешествие во времени" напоминает произведения Уэллса  и  других
фантастов. Обычно это сопровождается столь же произвольным выбором  мес-
та. Чувство свободного выбора отличает эти переживания от спонтанного  и
непроизвольного переживания исторических событий детства, рождения, опы-
та предков, расового и коллективного бессознательного. Направленное  пу-
тешествие во времени может совершатъся под влиянием гипноза, когда испы-
туемого направляют либо в определенное время, либо к определенному собы-
тию. Прекрасное художественное описание спонтанного путешествия во  вре-
мени содержится в романе Воннегута "Бойня номер пятьэ.
   Опыт выхода за пределы линейного времени представляет  собой  серьез-
ный вызов ньютоно-картезианскому  мировоззрению.  Возможность  непосред-
ственного доступа к информации о различных аспектах прошлого,  неопосре-
дованного центральной нервной системой, нарушает  основную  метафизичес-
кую догму механистической науки относительно примата материи над  созна-
нием. Она указывает на возможность памяти  без  материального  носителя.
Возможность получения информации о будущем подрывает  глубоко  укоренив-
шееся в западной цивилизации представление о линейности времени.  Однако
эти данные современных исследований сознания  совместимы  с  интересными
альтернативными моделями времени и будущего, например с  хронотопологией
Чарльза Мьюзеса (Muses, 1985) или вероятностной концепцией В. В. Налимо-
ва (Nalimov, 1982),
   Следующий пример опыта предвидения - это фрагмент сеанса с 30 миллиг-
раммами псилоцибина известного американского парапсихолога Стэнли  Крип-
нера в контексте исследовательского проекта  Гарвардского  университета.
Это предвидение убийства Джона Кеннеди, имевшее место более чем за  пол-
тора года до этого события (Aarons о п and Osmond, 1970).

   Я оказался в столице и обнаружил, что рассматриваю статую  Линкольна.
Статуя была совершенно черной, со склоненной головой. У постамента  было
ружье, и кто-то прошептал: "Ero застрелили. Президента застрелили", -  и
в воздух поднялся дымок.
   Черты Линкольна постепенно стерлись, и вместо  них  проступили  черты
Кеннеди. Я все еще был в Вашингтоне, ружье по-прежнему лежало  y  поста-
мента черной статуи. Дымок поднялся из ствола ружья и растворился в воз-
духе. Голос повторил: "Его застрелили. Президента застрелили". Мои  гла-
за открылись. Я плакал.
   Тогда, в 1962 году, во время первого опыта с псилоцибином, я не обра-
тил особого внимания на эту визуализацию Кеннеди, потому что  y  меня  и
без того было много впечатлений. Тем не менее это была единственная  ви-
зуализация, которая вызвала y меня слезы, так что я полностью ее  описал
и послал отчет в Гарвард Девятнадцать месяцев спустя, 23 ноября 1963 го-
да, эта визуализация вернулась ко мне, когда я оплакивал убийство Кеннеди

               3. Физическая интроверсия и сужение сознания:
                      сознание органов, тканей и клеток

   В этой группе переживаний сознание остается в пределах тела, но  вхо-
дит в области, недоступные сознательному исследованию  при  обычных  об-
стоятельствах. Это не психологическое, а физическое внутреннее простран-
ство. Феномены такого рода подразумевают пространственное сужение созна-
ния и одновременно его функциональное расширение.
   В холотропной модальности можно войти в различные части своего тела и
наблюдать происходящую там деятельность или  даже  эмпирически  отождес-
твиться с определенными органами или тканями.  Человек  может  буквально
стать своим сердцем и пережить работу сердечной мышцы, открывание и зак-
рывание клапанов, биодинамический поток крови и работу  синусового  узла
сердца. Отождествляясь с печенью, можно пережить драму деятельности очи-
щения или синтез, накопление и выделение желчи. Таким же  образом  можно
стать собственной репродуктивной системой, различными  частями  желудоч-
но-кишечного тракта, любым органом или тканью.
   В этих состояниях сознание регрессирует до клеточного уровня или  да-
же до субклеточных структур и процессов. В психоделических или холотроп-
ных сеансах люди сообщали, что превращаются в красные или  белые  кровя-
ные шарики, клетки желудочного эпителия или  слизистую  оболочку  матки,
сперму или яйцеклетку, или в нейрон собственного мозга. Другой  интерес-
ный феномен - исследование клеточных аминокислот и хромосом, связанное с
прозрениями относительно физикохимического кода генов и  чувством  "чте-
ния ДНК". Переживания такого рода очень похожи на различные  сцены  ази-
мовского фильма "Фантпстическое путешествие".
   Этот феномен особенно интересен для исследователей, пытающихся  соче-
тать традиционную медицину с психологической терапией.  Пионером  такого
подхода  является  онколог  и  радиолог  Карл    Саймонтон    (Simonton,
Natthews-Simonton and Greighton, 1978). В  нашей  программе  ЛСД-терапии
раковых больных мы неоднократно наблюдали, что люди, страдающие  разными
формами злокачественных образований, были  способны  эмпирически  связы-
ваться со своими опухолями на клеточном уровне.  Они  делали  спонтанные
попытки использовать эти переживания для исцеления путем создания психо-
логически позитивных  энергетических  полей,  противостоящих  негативным
эмоциям, которые они связывали с болезнетворным процессом, путем "обили-
зации защитных сил организма или ментальной борьбы с опухолями. В  неко-
торых случаях наступали удивительные временные ремиссии, указывающие  на
то, что эта возможность нуждается в систематическом  исследовании  (Grof
and Halifax, 1977).
   Многие аспекты сознания органов, тканей и клеток иллюстрируются  сле-
дующим отчетом о сеансе со 125 мидлиграммами МДА (метилен-диокси-амфета-
мина) - психоделика, являющеrocя по своей химической структуре  промежу-
точным между мескалином и амфетамином.

   Теперь мое внимание перешло от рта к пищеводу Я начал мед ленное  пу-
тешествие вниз по желудочно-кишечному тракту, переживая все процессы пи-
щеварения на клеточном и даже биокимическом уровне. Я буквально  превра-
тился в клетки эпителия, устилающие мой желудок, и участвовал во  всасы-
вании пищи и в невероятной алхимии пищеварения.  Определенные  запахи  и
вкусы содержимого желудка совершенно заполнили мое  сознание  Сначала  я
оценивал это с человеческой точки зрения и содрогался от отвращения,  но
постепенно перешел на уровень биологии.
   Далее процесс опустился в двенадцатиперстную  кишку,  тонкую  и  под-
вздошную кишки. По мере того как фокус моего сознания постепенно продви-
гался вниз, я исследовал все нюансы "букета" кишечных соков,  энзимов  и
желчи в различных сочетаниях, Становясь ворсинками, мембранами и клетка-
ми, я был изумлен чудесами лаборатории жизни. Хотя я изучал  все  это  с
различных точек зрения, когда получал медицинское образование, я  никог-
да не был способен оценить это таким образом,
   На последней стадии этого "фантастического путешестия"  я  встретился
со сложными чувствами и установками, которые сложились  в  культуре  fio
поводу фекалий. Кроме отвращения, мне пришлось столкнуться  с  невероят-
ным количеством подавленных, отчужденных и неприемлемых эмоций жадности,
алчности, ревности и злобы. В какой-то момент они персонифицировались  в
виде гротескных гномообразных мифологических созданий.
   Я начал понимать смысл процесса, в который  был  вовлечен,  Мне  было
важно принять весь желудочно-кишечный тракт со всеми  его  продуктами  и
содержимым как часть себя и подружиться с ним, чтобы преодолеть вытесне-
ние и отрицание и подлинно и безусловно принять себя и достичь  интегра-
ции своей личности. Так что это переживание было по сути дела очень  те-
рапевтичным.

               Змпирический выхол за прелелы обшепринятой
                    реальности и пространства-времени

   В большой группе трансперсональных переживаний  расширяющееся  созна-
ние, по-видимому, выходит за пределы  феноменального  мира  и  простран-
ственно-временного континуума, воспринимаемого в повседневной  жизни.  К
ним принадлежат определенные астрально-психические феномены, 'гакие  как
явление умерших и общение с ними, опыт чакр, видение ауры, меридианов  и
других проявлений тонкой энергии. К важным переживаниям  этой  категории
относятся встречи с духовным водителями в форме животных и в  человечес-
кой форме и с различными сверхчеловеческими существами. В некоторых слу-
чаях люди сообщают о фантастических событиях, происходящих в других все-
ленных.
   В необычных еостояниях сознания может  ожить  мир  первичных  образов
коллективного бессознательного,  описанный  Юнгом  (Jung,  1959),  могут
появляться мифологические и легендарные существа, герои сказок, добрые и
злые божества различных культур, межкультурные архетипы и  универсальные
символы. Индивидуальное сознание может даже отождествиться с  Творцом  и
высшими творческими силами космической  реальности,  слиться  с  Универ-
сальным Разумом, с Супракосмической и  Метакосмической  Пустотой  или  с
Абсолютом.

             а. Спиритические и мелиумические переживания

   Переживания, принадлежащие к этой категории, представляют собой глав-
ный интерес участников спиритических сеансов, исследователей жизни  пос-
ле смерти и авторов оккультных книг. Это встречи и телепатическое  обше-
ние с умершими родственниками и друзьями, вообще контакты с развоплощен-
ными существами и опыт астрального мира. В простейших случаях  люди  ви-
дят привидения умерших и получают от них разнообразные послания.  Содер-
жание этих посланий может быть непосредственно адресовано видящему,  или
он может быть использован как канал передачи его другим людям. Об  опыте
такого рода"ссказывают участники психоделических и холотропных сеанс"в и
люди, пережившие близость смерти.
   В медиумическом трансе выражение лица человека может гротескно  изме-
ниться, его поза и жесты могут стать отчужденными и странными, резко из-
меняется голос. Я видел, как люди в  таком  состоянии  разговаривают  на
языке, которого они не знаяи, был свидетелем глоссолалии, автоматическо-
го письма, рисования сложных рисунков, непонятных иероглифов и  загадоч-
ных картинок. Эти проявления также напоминают описания  спиритической  и
оккультной литературы. Много примеров такого рода наблюдалось в Спирити-
ческой Церкви на Филлипинах и в Бразилии, основанной  на  учении  Аллана
Кардека (Kardek, 1975 ab).

   Бразильский психолог и медиум Луи Антонио Гаспаретто, близко  связан-
ный со Спиритической Церковью,  способен  в  легком  трансе  имитировать
стиль многих художников различных стран мира. Мы имели возможность  наб-
людать во время нашего месячного семинара в Эсаленском институте, в  ко-
тором он принимал участие в качестве гостя, необыкновенную скорость  его
работы, когда субъективно он воспринимал  себя  в  качестве  канала  для
проявления старых мастеров (до 25 полотен в час). Он мог работать в пол-
ной темноте или при красном свете, при котором невозможно различать цве-
та, рисовать одновременно две картины, иногда мог  рисовать  под  столом
ногами, не видя их. Подборка его медиумических рисунков  опубликована  в
специальной монографии (Margalo Gaetani, 1986). Феномен психической  хи-
pургии, практикуемой на Филиппинах и в Бразилии, также связан с  учением
Алана Кардека и Спиритической Церковью

   Если бы переживания общения  с  развоплощеными  существами  и  духами
умерших друзей сводились к видению этих существ  и  субьективным  ощуще-
ниям общения, их можно было бы сравнительно просто счесть плодом  фанта-
зии, комбинирующей воспоминания, воображение  и  произвольное  мышление.
Однако дело обстоит сложнее. Позвольте мне привести  несколько  наблюде-
ний, заслуживаюших серьезного внимания.
   Как показывают следующие два примера, переживания такого рода  иногда
содержат необычные моменты, которые нелегко объяснить. Я лично был  сви-
детелем нескольких случаев, когда в эпизодах встречи  с  развоплощенными
родными и друзьями передавалась поддающаяся проверке  информация,  кото-
рая не могла быть получена обычными средствами. Люди, получавшие  инфор-
мацию от умерших, часто обнаруживали, что им давали правильный  адрес  и
имя человека, который недавно умер.
   Личная жизнь после физической смерти не является единственно  возмож-
ным объяскением для такого рода феноменов. Помимо объективного существо-
вания астрального мира с развоплощенными существами,  можно  представить
себе и другие интерпретации. Однако  ясно,  что  ни  одно  из  возможных
объяснений не совместимо с традиционной  ньютоно-картезианской  парадиг-
мой. В любом случае мы имеем здесь дело с областью удивительных явлений,
заслуживающих систематического изучения.
   Было бы ненаучным отрицать необычные  черты  подобных  переживаний  и
связанные с ними концептуальные трудности только из-за их несовместимос-
ти с принятой парадигмой. Мы должны принимать  Вселенную  такой,  какова
она есть, а не навязывать ей представления о том, какой она должна быть.
Наши теории должны иметь дело со всей совокупностью фактов: не  отбирать
те, которые соответствуют нашей  условной  системе  представлений.  Пока
современная западная наука не способна  дать  правдоподобное  объяснение
феноменам типа спиритических переживаний или опыта  прошлых  воплощений,
представления мистической и оккультной литературы следует  рассматривать
как более адекватные, чем мнения западных ученых, которые либо не  знают
фактов, либо пытаются их игнорировать.
   Первый пример принадлежит психоделической терапии юноши  в  состоянии
депрессии, история которого кратко описана в моей книге "Области челове-
ческого бессознательного" (pp. 57-60).
   Во время одного из ЛСД-сеансов Ричард оказался в странном и  жуткова-
том астральном мире, мрачно освещенном и полном развоплощенных  существ,
которые настоятельно и требовательно пытались общаться с Ричардом. Он не
мог ни видеть, ни слышать их, но чувствовал их почти  осязаемое  присут-
ствие и получал от них телепатические сообщения. Я записал одно из  этих
сообщений, весьма специфическое и доступное последующей проверке.
   Это было требование, чтобы Ричард связался с супружеской парой в  мо-
равском городке Кромериче и сообщил им, что с их сыном Ладиславом все  в
порядке и что о нем хорошо заботятся.  Этот  загадочный  эпизод  казался
странным вкраплением в сеанс, не имеющим отношения к проблемам  и  тера-
пии Ричарда.
   После некоторых колебаний я наконец  со  смешанным  чувством  решился
позвонить в Кромерич (как смеялись бы мои коллеги, думал я, если бы  уз-
нали об этом!). Я набрал указанный номер и попросил Ладислава.  К  моему
изумлению, женщина, подошедшая к телефону,  расплакалась.  Успокоившись,
она сказала мне убитым голосом: "Нашего сына больше нет с нами, мы поте-
ряли его три недели назад".

   Вторая иллюстрация касается моего бывшего близкого друга  и  коллеги,
Уолтера H. Панке, члена нашей исследовательской группы в  Мэриленде.  Он
глубоко интересовался парапсихологией, особенно проблемой сознания  пос-
ле смерти, и работал со многими знаменитыми медиумами,  в  том  числе  с
Эйлин Гаррет, президентом Американской  парапсихологической  ассоциации.
Кроме того, он был инициатором нашей ЛСД-программы для  пациентов,  уми-
рающих от рака.

   Летом 1971 года Уолтер с женой Евой и детьми отдыхал в маленьком  до-
мике на Майне, прямо на берегу океана. Однажды он вышел один к океану  с
аппаратом для подводного плавания и не вернулся домой. Несмотря на хоро-
шо организованные поиски, не удалось найти ни тела, ни  каких-либо  час-
тей подводного костюма. При таких обстоятельствах Ева не могла  поверить
в смерть мужа. Она помнила его выходящим из домика, полным энергии  и  в
совершенном здравии. Ей трудно было поверить, что нужно  начинать  новую
жизнь.
   Будучи психологом, она записалась на учебный ЛСД-сеанс в нашем инсти-
туте, надеясь получить какие-то новые сведения, и попросила меня быть ее
ситтером. Во второй половине сеанса она ясно увидела Уолтера и  долго  с
ним беседовала. Он высказал пожелания относительно каждого из  их  троих
детей и посоветовал ей начать новую жизнь, не привязываясь к его памяти.
Это было глубокое и освобождающее переживание.
   Как раз когда Ева размышляла, не был ли  весь  этот  эпизод  желанной
фантазией ее ума, Уолтер появился еще раз на короткое время и сказал: "Я
забыл одну вещь. Не будешь ли ты так любезна вернуть  книгу,  которую  я
взял y приятеля. Она находится в моем кабинете в мансарде", - и он  наз-
вал ей имя друга, название книги, полку, на которой она стояла, и книги,
между которыми она находилась. Следуя этим указаниям, Ева  смогла  найти
книгу и вернуть ее хозяину; ранее она ничего про эту книгу не знала.
   Разумеется, это вполне соответствовало тому, что Уолтер всю жизнь ис-
кал научные доказательства паранормальных феноменов; он передал Еве кон-
кретную и проверяемую информацию,  чтобы  исключить  всякую  возможность
сомнений. Ранее он договаривался с Эйлин  Гаррет,  что  она  постарается
после смерти дать ему неопровержимые доказательства существования по  ту
сторону.

             б. Энергетические феномены тонкого тела

   В необычных состояниях сознания можно  увидеть  и  ощутить  различные
энергетические поля и потоки энергии, описываемые в  мистических  тради-
циях древних и незападных культур. Эти описания не  соответствуют  ника-
ким известным анатомическим структурам  или  физиологическим  процессам,
известным западной медицине. Но эзотерические традиции и не  утверждают,
что это феномены грубого материального  мира.  Предполагается,  что  они
связаны с тонким телом. Для меня было удивительным, что западные пациен-
ты, даже незнакомые с этими эзотерическими системами, рассказывали о со-
вершенно сходных переживаниях в необычных состояниях сознания.
   В необычном состоянии сознания часто можно видеть энергетические  по-
ля различного цвета вокруг других людей,  соответствующие  традиционному
описанию ауры. Иногда это ассоциируется со спонтанным  восприятием  сос-
тояния здоровья людей. Я лично наблюдал феномены такого рода не только y
людей в необычных состояниях сознания, но также y известных  медиумов  и
экстрасенсов, способных видеть ауру в повседневой жизни.  Необыкновенные
диагностические способности одного из них,  Джека  Шварца,  неоднократно
проверялись и документировались безупречными исследователями.
   Другая интересная группа феноменов связана с представлениями о "змеи-
ной силе", кундплини, играющей важную роль в индийской  духовной  тради-
ции. В традициях индуизма и тантрических школах будцизма кундалини  рас-
сматривается как творческая женская энергия Вселенной (Muktananda, 1979;
Mookerjee, 1982). В своем внешнем  аспекте  она  проявляется  в  феноме-
нальном мире. Во внутреннем аспекте она лежит дремлющей в основании поз-
воночника человека. В этой форме  ее  традиционно  представляют  в  виде
свернутой змеи. Будучи активизированной посредством  духовной  практики,
контакта с гуру или спонтанно, она поднимается как активная энергия, или
Шакти, по каналам тонкого тела, называемым  нади,  раскрывая  и  зажигая
психические центры, чакры.
   Хотя представления о кундалини наиболее полно  разработаны  в  Индии,
важные параллели существуют во многих культурах и религиозных учениях  -
в даосской йоге, корейском дзене,  тибетской  ваджрайне,  в  суфизме,  y
франкмасонов, y африканских бушменов, североамериканских индейцев,  осо-
бенно хопи, и могих других. Особенно интересно, что о подобных  феном'е-
нах говорится также в христианской мистической традиции, особенно в иси-
хазме - восточной христианской монашеской практике, опирающейся на  пос-
тоянную молитву, в которую вовлекается все человеческое существо - душа,
ум и тело. Цель этой так называемой "Иисусовой молитвы" - достичь Божес-
твенного покоя, или исихии (Matus, 1984).
   В тантрических школах созданы сложные карты чакр, описаны  в  деталях
физические, эмоциональные и духовные проявления поднимающейся  кундалини
и дана развернутая мифология, связанная с этим  процессом.  Хотя  подъем
кундалини связан с определеными опасностями, в общем он ведет, по  край-
ней мере потенциально, к психосоматическому оздоровлению, позитивной пе-
рестройке личности и эволюции сознания. Одкако тексты требуют  серьезно-
го отношения к этому пугающему и небезопасному процессу, рекомендуя  py-
ководство опытного учителя.
   Подъем кундалини Шакти, описываемый  в  индийской  литературе,  может
сопровождаться драматическими физическими и психологическими проявления-
ми, называемые крийя. Наиболее поразительны среди  них  мощные  ощущения
тепла и потока энергии, направляющегося вверх по позвоночнику  и  сопро-
вождающегося интенсивными эмоциями различного рода, треморами, спазмами,
сотрясениями и дроЖаниями всего тела или его частей.  Часто  встречаются
также непроизвольный смех или плач, распевание мантр или песен,  глоссо-
лалия, издавание звуков животных, спонтанное принятие йогических поз (а-
сан) и выполнение жестов (мудр).
   Хотя описания кундалини давно известны на Западе, этот феномен до не-
давнего времени рассматривался к'ак принадлежащий исключительно Востоку.
Даже К. Г. Юнг, проявлявший к нему большой интерес (Jung,  1975),  пола-
гал, что он редко наблюдается на Западе. Он и его коллеги высказали мне-
ние, что может понадобиться тысяча лет, прежде чем  кундалини  придет  в
движение в нашей культуре под влиянием глубинной психологии. Однако  эта
оценка оказалась неверной,
   Может быть, в силу ускоренной эволюции, а может, в силу большой попу-
лярности и широкой распространенности разпичных форм духовной практики и
давления глобальных кризисов или под влиянием  психоделических  препара-
тов сейчас стало очевидно, что безошибочные признаки пробуждения  кунда-
лини можно наблюдать y тысяч людей западного мира. Гопи  Кришна,  извес-
тный кашмирский пандит, сам прошедший глубокий кризис духовного  раскры-
тия, постарался обратить внимание западной публики на значение  феномена
кундалини в серии популярных книг (Krishna, 1970 и др.). Заслуга привле-
чения к этому феномену внимания профессиональных кругов принадлежит  из-
вестному калифорнийскому психиатру и офтальмологу Ли Санелле  (S  an  е1
la, 1976).
   Я сам не раз наблюдал в психоделических сеансах и различных немедика-
ментозных состояниях проявления, близко соответствующие описаниям подъе-
ма кундалини, раскрытия чпкр и протекания энергии кундалини через основ-
ные каналы, Иду и Пингалу, и сложную сеть нади, тонких разветвленных ка-
налов для пранической энергии, описанных в тантрических текстах *.
----------------------------
* Чакры (что значит "колеса" на санскрите) - гипотетические центры излу-
чения первичной энергии (праны), приблизительно соответствующие  опреде-
ленным уровням позвоночника и связанные со специфическими органами тела.
Большинство систем описывает семь чакр: 1) корневая  чакра  (муладхара);
2) генитальная чакра (свадхистана); 3)  пупочная  чакра  (манипура);  4)
сердечная чакра (анахата); 5) горловая чакра (вишуддха);  6)  межбровная
чакра (аджна); 7) коронная чакра (caxacpapa). Поток пракы протекает  че-
рез центральный канал (сушумна) и два боковых (ида и пингала).

   Однако важно подчеркнуть, что переживания такого  рода,  напоминаюшие
феномены кундалини, в традиционной индийской  литературе  назывались  бы
праническими, в отличие от истинного пробуждения кундалини  -  процесса,
обладающего глубоким значением и большой трансформирующей силой, осущес-
твление которого занимает годы. По сравнению с отдельными "праническими"
переживаниями такое пробуждение в результате психоделической или эмпири-
ческой психотерапии происходит очень редко и может  рассматриваться  как
самостоятельный феномен.
   Образцы протекания энергии, описываемые в литературе по кундалини, не
являются универсальными. В некоторых случаях происходит настройка на ки-
тайский архетип и переживается поток энергий, точно соответствующий кар-
там меридианов китайской медицины, причем человек осознает значение аку-
пунктурных точек. Это может сопровождаться прозрениями в области  китай-
ской системы пяти элементов (дерево, огонь, земля, вода и  металл),  со-
вершенно отличной от европейской традиции. Я был также свидетелем  эмпи-
рического понимания особой роли центра внизу живота (хара) и  динамичес-
ких эффектов энергии ци, лежащих в основе японских боевых искусств.
   Различные энергетические феномены тонкого тела особенно часто  встре-
чаются во время сеансов холотропного дыхания. Энергетические поля и  по-
токи энергии могут ощущаться или визуализироваться с закрытыми  глазами.
Следующий пример из нашего  пятидневного  семинара  напоминает  описания
тантрической литературы.

   Продолжая дышать, я начал ощущать невероятный всплеск энергии  в  об-
ласти таза. В крестцовой области находился мощный источник света и жара,
излучавшихся во всех направлениях. Затем эта энергия начала  подниматься
вверх по позвоночнику, следуя строго определенной линии. На  своем  пути
она зажигала дополнительные источники энергии в тех местах, где эзотери-
ческие карты помещают различные чакры.
   По мере того как это происходило, я испытывал блаженные  оргиастичес-
кие чувства. Одно из наиболее мощных переживаний этого сеанса  возникло,
когда энергия достигла области сердца. Я почувствовал такую  невероятную
любовь к миру и другим людям, что мне захотелось встать и крепко  обнять
всех в группе. Было странно, до чего близкими я чувствовал людей, с  ко-
торыми познакомился лишь накануне вечером и которых совершеино  не  знал
ранее.
   Но я остался со своими переживаниями,  и  энергия  продолжала  подни-
маться вверх. Достигнув макушки, она образовала  фантастически  красивый
ореол розово-оранжевого цвета, как рисуют тысячелепестковый лотос. Я по-
чувствовал потребность согнуть ноги и соединить  ступни,  чтобы  образо-
вать замкнутый круг энергии Мое энергетическое поле простиралось  далеко
за границы моего физического тела; я понял, почему эзотерические  рисун-
ки изображают тонкое энергетическое  тело  выходящим  за  пределы  мате-
риального Это можно действительно воспринять в таких состояниях.
   Энергия текла вверх, вытекая из макушки, возвращаясь к  нижней  части
тела и опять поднимаясь вверх. Я долго оставался в этом состоянии,извле-
кая силу и эмоциональное подкрепление из этой энергии.

                   в. Встречи с духами животных

   В этом типе переживаний человек чувствует глубокую связь с  различны-
ми животными - не с их конкретными физическими формами, а с их архетипи-
ческой сущностью. В некоторых случаях это может быть вызвано  актуальной
встречей с представителем определенного вида (если, например, психодели-
ки принимались в лесу или в присутствии домашних  животных),  который  в
необычном состоянии сознания воспринимается в обожествленной  форме.  Но
чаще переживания такого рода являются независимыми событиями во внутрен-
нем мире. Во многих случаях духи животных, встречаемые в необычном  сос-
тоянии сознания, воспринимаются не только как божественные по своей при-
 роде, но и как учителя или друзья, предлагающие помощь или духовное py-
ководство. Это может быть связано с глубоким пониманием функций  различ-
ных животных в определенных культурах: коровы - в Индии, кошки, крокоди-
ла и сокола - в Египте, ястреба - в Персии. Переживания такого рода  мо-
гут также помочь понять психологию тотемных культур и  функции  тотемных
животных. Особенно часто встречаются отсылки к шаманизму, где  различные
животные ирают роль духов-помощников шаманов. Эмпирическое  самоисследо-
вание может иногда принимать формы, известные  по  шаманским  культурам;
это могут быть мощные переживания смерти и возрождения со спуском с под-
земный и подьемом в сверхъестественный мир, которые  антропологи  описы-
вают как "шаманскую болезнь". Другая важная характеристика этого процес-
са - сильное чувство особой связи с природой, частые  отождествления  с
животными и встречи с духовными учителями в виде  животных.  Шаманизм  -
древнейшая религия человечества, насчитывающая десятки тысяч лет. К  то-
му же это практически универсальный феномен, различные варианты  которо-
го можно обнаружить в Сибири и других частях Азии, в  Северной  и  Южной
Америке, в Австралии, Океании, Африке и Европе (Eliade, 1964; H агп е г,
1980; Campbell, 1984). Шаманские и  тотемистские  переживания  связывают
человека с глубокими изначальными аспектами психики.
   Мне кажется полезным сравнить встречи с духами животных с другими ти-
пами трансперсональных феноменов, включающих животных, выделив  характе-
ристики, позволяющие отличать их друг от друга. Важно различать  эмпири-
ческое отождествление с различными животными, которые принадлежат  фено-
менальному миру, от символических представлений индивидуального  бессоз-
нательного и от архетипических образов психики.
   Люди, работающие над различными биографическими проблемами в  эмпири-
ческой психотерапии, часто рассказывают о визуализации различных  живот-
ных или даже отождествлении с ними. Анализ  этих  феноменов  показывает,
что это сложные образования динамической  структуры,  подобные  фрейдов-
ским образам сновидения. На этом уровне  аутосимволические  визуализации
животных, или трансформации, представляют собой более или менее зашифро-
ванные послания относительно личности человека или его жизненной  ситуа-
ции, которые легко могут быть распознаны. Аутосимволическое отождествле-
ние с хищником - львом, тигром или черной пантерой - можно  расшифровать
как выражение интенсивных агрессивных чувств.  Сильный  сексуальный  им-
пульс может быть выражен в виде жеребца или быка. Если он имеет неприем-
лемую форму чистого вожделения или фундаментального инстинкта,  это  мо-
жет быть дикий кабан или свинья. Мужское тщеславие и сексуально окрашен-
ный эксгибиционизм может быть осмеян аутосимволическим отождествлением с
петухом, кукарекающим на навозной куче. Боров может символизировать  не-
ряшливость и неопрятность, в том числе моральную;  обезьяна  полиморфные
перверзии и стремление к генитальным и прегенитальным удовольствиям, мул
- тупоголовость и упрямство, осел - глупость.
   В отличие от аутосимволических трансформаций,  истинные  отождествле-
ния с животными являются определенно трансперсональными феноменами и  не
могут быть выведены  из  содержания  бессознательного  или  символически
проинтерпретированы. Те же люди, которые охотно соучаствовали в  расшиф-
ровке символического значения переживаний, отказываются подходить  таким
образом к подлинному отождествлению. Я много раз слышал в  этом  контек-
сте: "Нет, вы не понимаете, здесь нечего анализировать, я  действительно
был слоном. Я знал, как слон себя чувствует, когда он голоден  или  сек-
суально возбужден, и как ощущается вода в хоботе. Слон ничего не обозна-
чает: слон - это слон". Филогенетические переживания обладают всеми чер-
тами отождествления с животными, но кроме этого, они связаны с  чувством
регрессии по эволюционной лестнице. Интересный  феномен,  который  пред-
ставляет собой переход от аутосимволических трансформаций к отождествле-
нию с животными, - это преврашение в вервольфа или вампира. Это  напоми-
нает истории о превращении человека в волка в трансильванском  фольклоре
или аналогичные истории о превращении человека в тигра в Малайзии.
   Наряду с отождествлением с определенной особью, можно  отождествиться
с чем-то вроде "животной души" вида,  представляющей  собой  общий  опыт
всех особей в исторической перспективе - все, чему научился вид, его ин-
стинктивное поведение, паттерны внутривидового общения, привычки и  проч
Переживания такого рода тесно связаны с понятием морфического  резонанса
Руперта Шелдрейка (She ld ra ke, 1981) и бэйтсоновским пониманием разум-
ности природы (Bates о п, 1972, 1979). По-видимому, этот  феномен  может
обсуждаться в рамках естественных наук.
   Духи животных и животные-учителя, с  которыми  человек  может  встре-
титься в необычном состоянии сознания, хотя и  связаны  с  определенными
животными видами, принадлежат с миру мифических и  архетипических  форм.
Своей непосредственной связью с природой они отличаются от  териоморфных
божеств, которые, несмотря на свою животную форму, не укоренены в приро-
де столь интимно или сочетают в себе животные и человеческие черты. Сло-
новий бог индуистского пантеона Ганеша имеет меньше  общего  с  действи-
тельным слоном, чем, например, Дух Оленя мексиканских индейцев уичолли с
реальным лесным оленем.
   Символичность черт божества становится еще более явной в случае  сос-
тавного образа, сочетающего черты животного и  человека.  Таков  египет-
ский ибисоголовый Тот и шакалоголовый Анубис, индийский Нарасимха, соче-
тающий элементы льва и человека. Эти божества не имеют  полной  физичес-
кой формы животного, с которым они связаны. Особая интересная группа жи-
вотных появляется в роли перевозчиков божественных существ. Это,  напри-
мер, мышь, на,которой едет индийский бог Ганеща, бык Шивы Нанди, лев или
тигр, служащие богине Дурге, павлин, поддерживающий супругу Брамы Сарас-
вати, тибетские ламаистские божества,жеребцы в колеснице греческого  бо-
га Солнца Гелиоса, быки нордической богини Фрики.
   Прекрасным примером переживания духов  животных  является  рассказ  о
состоянии видения шамана эквадорского  племени  дживаро,  употреблявшего
аяхуаску (H агп ег, 1973).

   Он уже выпил напиток, и теперь он мягко пел. Постепенно в темноте на-
чали появляться неясные линии и формы, и вокруг него  зазвучала  пронзи-
тельная музыка ценцак, - музыка духовных помощчиков. Сила  питья  питала
их. Он позвал, и они пришли. Сначала панги, анаконда, свернулась  вокруг
его головы, превратившись в золотую корону.  Затем  вампанг,  гигантская
бабочка, повисла над его плечом и стала петь ему своими крыльями.  Змеи,
пауки, птицы и летучие мыши танцевали в воздухе над ним.  На  его  руках
появились тысячи глаз, явились его демонические помощники, чтобы  искать
ночь для врагов.
   Звук ревущей воды наполнил его уши, и слыша ее рев, он знал, что рас-
полагает силой Цунги, первого шамана. Теперь он мог видеть.

   г. Встречи с духовными учителями и сверхчеловеческими сушествами

   Встречи с учителями и защитниками из духовного мира -  наиболее  цен-
ные феномены трансперсональной области. Испытуемый воспринимает  их  как
существа с более высоких планов сознания и энергетических уровней. Иног-
да они появляются спонтанно на определенной  стадии  духовного  развития
человека; они могут появиться во время внутреннего кризиса,  отвечая  на
мольбу о неотложной помощи. Во многих случаях  они  продолжают  являться
человеку либо по своей собственной инициативе, либо  по  просьбе  своего
протеже. Иногда духовные учителя имеют человеческую форму с  определенно
божественными качествами. В других случаях они являются в виде  источни-
ка, излучающиего свет или мощные энергетические поля. В  некоторых  слу-
чаях люди не воспринимают своих учителей чувствами, а просто ощущают  их
присутствие. Учителя разговаривают словами лишь  в  виде  исключения,  в
большинстве случаев послания, объяснения и инструкции передаются телепа-
тически. Помощь, оказываемая духовными  учителями,  принимает  различные
формы. Иногда они помогают в трудных или опасных ситуациях внешнего  ми-
ра, иногда проводят человека через критические  ситуации  на  внутреннем
плане, как, например, Вергилий вел Данте в "Божественной  комедии".  Они
обеспечивают интеллектуальную, моральную и духовную поддержку,  помогают
в борьбе со злом и деструктивными силами, создают защитные  энергетичес-
кие поля. В определенных случаях они могут дать специальные указания от-
носительно проблем человека или относительно общего направления его жиз-
ни. Иногда духовные учителя остаются анонимными, в  других  случаях  они
называют свои имена или человек имеет возможность узнать их по  каким-то
признакам. В некоторых случаях  люди  в  необычных  состояниях  сознания
сообщают о прямом контакте с великими религиозными персонажами  -  Иису-
сом Христом, Буддой, Магометом, Зороастром, Шри Рама  Махарши,  Моисеем.
Как правило, это случается один раз, личности такого ранга редко  оказы-
ваются личными учителями, разве что в метафорическом смысле.
   Наиболее интересным аспектом опыта встречи с учителями с других  пла-
нов является то, что они обеспечивают доступ к информации, которой чело-
век не обладал в обычном смысле слова до  события.  В  качестве  примера
можно привести историю парапсихолога Телмы Мосс: она встретилась во вре-
мя психоделического сеанса с сущностью, назвавшейся Бенджаменом Франкли-
ном. Она предпочитала обозначать его как архетип Старого Мудреца. В  те-
чение года после этого сеанса она могла переживать его присутствие в ме-
дитативном состоянии, беседовать с ним и просить о руководстве. Однажды,
когда она зашла в тупик в своих биоэнергетических  исследованиях,  "Бен-
джамен Франклин" посоветовал ей обратиться к специальной книге  исследо-
вателя Беккера, где она нашла необходимую ей информацию.
   В этом контексте следует упомянуть феномен,  получающий  в  последнее
время все большее распространение. Это "канализированиеэ - процесс пере-
дачи посредством автоматического письма, наговаривания в трансе или  за-
писи под психическую диктовку посланий, внешних по отношению к собствен-
ному сознанию. Источник часто утверждает свою непринадлежность  к  физи-
ческой реальности; его иерархический ранг может варьироваться от  божес-
тва или ангела до суперчеловека или развоплощенного человека.
   Историческими примерами "передачиэ духовных учений могут служить  Ко-
ран (Магомет) и Книга  Мормонов  (Смит).  Алиса  Бейли  утверждает,  что
реальным автором ряда ее духовных произведений является  существо,  име-
нующее себя Тибетцем. Тому же источнику приписывает  свою  психологичес-
кую систему психосинтеза и Роберто Ассаджиоли. Среди  наиболее  популяр-
ных современных текстов - "Говорит Cem" Робертс, "Послания  от  Михаеля"
Ярбро, "Курс чудес" Шукман, "Откровения трансформации новой  эры"  Спен-
глера, "Книги Эммануеля" Роудгаст, "Звездная передача" Рафаеля и "Ратма"
Найт. Проявления "передачи", или "канализирования", в  религии,  филосо-
фии, искусстве и науке будут подробно описаны  в  готовящейся  к  печати
книге Артура Хастингса.

        д. Посешение других вселенных и встречи с их обитателями

   В этом типе переживаний люди оказываются в  странных,  чуждых  мирах,
обладающих собственной реальностью вне пределов нашего космоса. Эти все-
ленные кажутся сушествующими на другИх уровнях реальности и в других из-
мерениях, параллельных и сосуществующих с нашими. Населяющие  их  сущес-
тва имеют странные физические формы, совершенно иные  физиологические  и
метаболические процессы, действуют на основе непостижимых законов.  Мно-
гие из них, очевидно, разумны, но характеристики их мышления и эмоций не
похожи ни на что, известное людям.
   Эти чуждые вселенные могут быть гораздо меньше или бесконечно  больше
нашей, их обитатели могут быть дружественными по отношению к  нам,  ней-
тральными или враждебными. Переживания такого рода обычно  воспринимают-
ся как опасные - иногда из-за  очевидной  враждебности  встречаемых  су-
ществ, иногда просто из-за неуверенности при встрече  с  неизвестным.  В
некоторых случаях чувство  опасности  вызывается  ощущением  собственной
незначительности в чуждом мире и возможности нечаянной гибели  при  слу-
чайном происшествии. Люди, описывающие такие необычные космические прик-
лючения, часто сравнивают их с наиболее изобретательными  научно-фантас-
тическими рассказами.
   В этой связи можно упомянуть переживания,  связанные  с  космическими
летательными аппаратами, космическими кораблями и "летающими тарелками".
Судя по описаниям людей, видевших их, встречавшихся с их  командами  или
взятых на  борт,  эти  переживания  находятся  где-то  между  физической
реальностью и архетипическим миром. В одних случаях люди  более  склонны
принимать незнакомцев за действительных пришельцев из другой  части  на-
шей Вселенной, в других - как посетителей из иных измерений или  из  ин-
трапсихических пространств. Я вернусь к этой теме позже в связи  с  пси-
хоидными трансперсональными переживаниями.
   Подобные сообщения часто включают описания физических осмотров и  из-
мерений, использование таинственных технических средств, ментальной ком-
муникации с чужаками и их интеллектуальными машинами, уроки  мышления  в
высших измерениях и т, д. Систематический анализ содержания сообщений  о
подобных похищениях, проведенный Альвином Лоусоном (Lawson, 1984), пока-
зал удивительное обилие перинатальных зле.- ментов и перинатальной тема-
тики. И хотя это, разумеется, не доказывает фантастичности этих  феноме-
нов и их производности от воспоминаний о травме рождения,  факт  сам  по
себе заслуживает внимания.
   Прекрасные примеры внеземных контактов и визуализаций иных  вселенных
можно найти в книгах неутомимого  исследователя  внутренних  пространств
Джона Лилли (LiIIy, 1972, 1978)
   Следующим примером будут переживания тридцатипятилетнего исследовате-
ля, принявшего в условиях групповой работы два  препарата:  сначала  150
миллиграмм МДМА ( "Адам" или "Экстаз"), а четырьмя часами позже 20  мил-
лиграмм 2C-5 4-бромо-2,5-диметоксифенетиламин (А dams о п, 1986).

   Примерно через полтора часа визуализации сохранялись y меня  как  при
открытых, так и при закрытых глазах; я путешествовал по другим  планетам
и в других измерениях. В каждом пространстве происходила религиозная це-
ремония. В одном пространстве это были огромные существа, похожие на бо-
гомолов, - мудрые и мрачно-торжественные, приветствующие меня своим  ри-
туалом, На другом плане зеленые, золотые, голубые и пурпурные  существа,
похожие на маленьких кристаллических насекомых, соединялись и разъединя-
лись в калейдоскопических узорах, посылая мне  настойчивые  сообщения  о
взаимной поддержке.
   Наконец появилось измерение, где все было кристаллическими  жизненны-
ми формами, невероятно прекрасными энергетическими существами как в мик-
роскопическом, так и в мегаскопическом масштабе.

           е. Переживание мифологических и сказочных сюжетов

   В этом типе трансперсональных переживаний мир мифов, легенд и  сказок
в буквальном смысле оживает. Человек может быть свидетелем  многочислен-
ных сцен из мифологии и фольклора любой культуры мира,  он  может  посе-
тить любые мифические пространства. Он также может эмпирически  отождес-
твиться с героями и героинями мифов и легенд или с фантастическими мифо-
логическими созданиями. Можно пережить подвиги Геракла  или  приключения
Тезея и Язона, можно стать легендарным полинезийским  ге.роем  Мауи  или
пережить испытание близнецов Пополь Вух y майа. Среди архетипических су-
ществ, с которыми пациенты отождествлялись во  время  психоделических  и
холотропных сеансов, - Уроборос, Тифон, Кентавр, Цербер, Сфинкс, различ-
ные европейские, восточные и доколумбовские драконы,  Снежная  Королева,
Спящая Красавица, легендарные рыцари, русалки, феи, эльфы, гномы,  скан-
динавские тролли и другие. Такого рода эпизоды могут появляться как  не-
зависимые трансперсональные темы или в связи с проблемами пациента. Сре-
ди биографических мотивов часто возникают образы злой мачехи и  избивае-
мой падчерицы (Золушка), доброго и злого брата (Каин и Авель), любовь  к
матери и агрессия по отношению к отцу (Эдип), любовь к отцу и  ненависть
к матери (Электра), любящие друг друга  брат  и  сестра,  подвергающиеся
опасности из-за злых взрослых (Гензель  и  Гретель),  конфликт  любви  и
власти (Альберих), любовь,  противоречащая  обстоятельствам  (Тристан  и
Изольда). Все это может появиться в форме, соответствующей  определенной
культурной традиции, или в более абстрактной архетипической форме.
   Я уже упоминал некоторые специфические ассоциации между  определенны-
ми мифологическими темами и базовыми перинатальными матрицами. Например,
это образы небес и Рая в различных культурах для БПМ-1, образы  Ада  для
БПМ-II и образы Чистилища для БПМ-III. Эпизоды БПМ-II часто включают ми-
фологические сцены вечного проклятия и образы трагических героев, вопло-
щающих страдание без надежды на прощение, - Прометея,  Тантала,  Сизифа,
Иксиона, Вечного Жида Агасфера и других. Мифологические  мотивы,  харак-
терные для БПМ-III и БПМ-IV, изображают подвиги, испытания и борьбу  ге-
роев со счастливым концом - победу над чудовищами, над злом вообще,  по-
беду над смертью, личное освобождение или искупление и священную свадьбу.
   В приыципе каждый человек имеет эмпирический доступ к  мифологическим
темам всех времен и культур. Во многих случаях  совершенно  необразован-
ные люди описывали в деталях сложные мифологические образы и даже  целые
сцены из культур Центральной или Южной Америки, Полинезии,  Месопотамии,
Индии, Египта, Японии и других стран и народов, которые явно не были из-
вестны им до этого. Эти наблюдения определенно подтверждают  представле-
ния К. Г. Юнга о коллективном бессознательном, основанные  на  появлении
часто сложных и неизвестных человеку мифологических мотивов  в  снах,  в
том числе y детей и необразованных людей, и  в  симптомах  невротиков  и
психотиков (Jung, 1959).
   В качестве иллюстрации я приведу описание сеанса  холотропного  дыха-
ния во время одного из наших пятидневных семинаров. Пациентка -  женщина
японского происхождения.

   В началЪ сеанса я испытывала горе, настолько глубокое,  что  даже  не
могла плакать. Я думала о том, чем могло быть вызвано мое горе. Затем  я
вспомнила, что существует бесформенная темнота, которая взяла y меня ре-
бенка. Я чувствовала себя беспомощной перед темнотой.
   Когда я вспомнила причину своего горя, во мне поднялся яростный гнев.
Я почувствовала себя могучей и сильной, гнев делал мое тело огромным.  Я
боролась с темнотой и вернула своего ребенка, но ребенок был мертв.  Мне
было горько смотреть на тело малыша, сжигаемого моими огненными  руками.
Сожженное тело превратилось в пепел и рассыпалось по земле.
   Я превратилась в спокойную богоподобную фигуру, кружающую вокруг мес-
та, куда упал пепел. Мои слезы напитали ростки, проросшие  в  месте  его
падения. Одно из растений выросло, и расцвел цветок, в середине  которо-
го появилась сияющая сфера. Она превратилась в прелестного  младенца.  В
этот момент я почувствовала, что круг замкнулся. Я поняла, что он  будет
повторяться вновь и вновь. Я чувствовала, что завершила свою работу.
   Затем я ощутила свое тело, и y меня было еще три переживания, хотя  я
не помню точно, в каком порядке: моя левая сторона превратилась в  горы,
и я пережила геологический цикл горообразования  и  эрозии;  моя  правая
сторона превратилась в лес;между ногами я почувствовала океан с его при-
ливами и отливами. Я чувствовала, что переживаемый мною цикл бесконечен:
если я попаду в него, он будет продолжаться вечно. Но я обнаружила,  что
есть прямой путь из каждой стадии к центру,  который  даст  мне  возмож-
ность разорвать цикл.

         ж. Встречи с благостными и гневными божествами

   Эта категория тесно связана с предыдущей и  может  рассматриваться  в
качестве ее подгруппы. Относящиеся к ней мифологические образы выделяют-
ся особой сверхъестественной властью, что наделяет их статусом  божеств.
Они весьма специфичны и могут быть ясно отождествлены с божествами  пан-
теонов различных культур. В одних случаях человеку  испытывающему  такое
переживание известно это божество, и он может назвать его имя и  культу-
py, к которой оно принадлежит. Однако переживание часто  содержит  новую
информацию, выходящую за пределы предыдущих знаний  человека.  В  других
случаях божество совершенно незнакомо человеку, но он  может  нарисовать
его облик, детально описать функции и приблизительно назвать  культурный
период, так что впоследствии эту информацию  можно  проверить,  обратив-
шись к соответствующим источникам Возникают  также  ситуации,  когда  не
удается определить встреченное божество, несмотря на предпринимаемые те-
рапевтом и пациентом усилия.
   Божества, встречаемые в необычных  состояниях  сознания,  могут  быть
раздЬлены на две группы - блаженных и благотворных божеств, связанных  с
силами Света и Добра, и гневных и злобных, представляющих  силы  Тьмы  и
Зла. Однако это не абсолютное разделение: существуют как бы  промежуточ-
ные божества, а также такие, которые обладают смешанными чертами. Типич-
ный пример последних - дхьяна-будды в "Тибетской книго  мертвых",  кото-
рые являются умирающему сначала в своей сияющей форме, а позже в демони-
ческом аспекте
   Для многих людей первая встреча с архетипическими божествами происхо-
дит в процессе переживания смерти и возрождения. Темные божества - Сата-
на, Люцифер, Гадес, Ариман, Уицилопочтли, Кали, Лилит,  Рангда,  Коатли-
куэ или Молох, как правило, появляются в контексте БПМ-II  и  БПМ-III  и
смерти "эго". Божества, символизирующие смерть  и  возрождение  (Осирис,
Плутон и Персефона, Ацис, Адонис, Кецалькоатль, Дионис,  Вотан,  Бальдр,
Христос), связаны с третьей матрицей и переходом к четвертой. Благотвор-
ные божества - Дева Мария, Афродита, Аполлон, Исида, Ахура  Мазда,  Лак-
шми или Гуань-инь - появляются в  экстатических  эпизодах,  связанных  с
четвертой и первой матрицами.
   Однако архетипические образы божеств могут появиться в  психоделичес-
ких и холотропных сеансах и как независимые трансперсональные  пережива-
ния. Как правило, они появляются в качестве могущественных  видений,  но
возможно и полное отождествление пациента с божеством. Кроме  того,  бо-
жества могут являться не  поодиночке:  человек  может  стать  свидетелем
сложных космических драм вроде битвы между силами Аримана и Ахура  Мазда
из зороастрийского пантеона, войны между олимпийскими богами и титанами,
падения Люцифера и его ангелов, пахтания океана индийскими богами и  де-
монами, стремящимися получить нектар амриту, или рагнарока - сумерек бо-
гов нордической мифологии.
   Эмоциональная реакция людей, встречаюшихся в необычном состоянии соз-
нания с благотворными или злотворными божествами, может быть  очень  ин-
тенсивной - от экстатического восторга до метафизического ужаса или  не-
вероятной боли. Однако эти переживания все же отличаются  от  встречи  с
Высшим Существом, предельной силой Вселенной, о которой мы  будем  гово-
рить позже
   Пример, который я хочу здесь привести, взят из переживаний после при-
нятия высокой дозы ЛСД и содержит встречу с Христом и Антихристом.  Наи-
более трудной частью сеанса было отождествление с дьяволом - олицетворе-
нием зла во Вселенной. Примерно напротив меня находилось невероятно мер-
зкое и грязное существо; оно сидело на корточках и осматривало все  вок-
руг. Я должен был превратиться в него, стать этой отвратительной тварью.
Я стал Гитлером, генералом смерти. Чувствовал  чистую  ненависть,  хотел
только убивать, приносить боль,  заставлять  людей  страдать.  Это  было
очень болезненно, но я должен был это делать. Я не мог поверить, что  во
мне столько ненависти. Ненависть была как бы ощутимой  на  ощупь  -  как
черная злая субстанция или темная густая энергия.
   Я чувствовал присутствие демонического существа прямо рядом  с  Хрис-
том. Это был Антихрист! Он также был  частью  космического  путешествия.
Все гитлеры мира, все деспотические правители и тираны были  проявления-
ми или персонификациями этого принципа  зла.  Трудно  было  понять,  как
Христос и Антихрист могли находиться так близко друг от друга. Это  сму-
щало и вводило в заблуждение: как узнать, кто есть  кто?  Я  понял,  как
трудно найти на земле правильного духовного учителя,  за  которым  можно
следовать. Как человеку узнать, исходит ли  определенный  духовный  учи-
тель от Христа или от Антихириста? Духовное добро и зло оказывались дву-
мя сторонами одной монеты. Вместе с тем эта близкая парадоксальная связь
двух противоположных космических энергий объясняла непонятные человечес-
кие события - успех нацизма в Германии или странные  проявления  опреде-
ленных религиозных учений.

   (Встреча с архетипическим злом продолжалась на  следующем  ЛСД-сеансе
этого пациента.) В другой момент y меня было короткое, но  очень  мощное
переживание, которого я никогда не забуду.  Я  почувствовал  присутствие
Люцифера и затем ясно его увидел. Это было огромное темное создание, от-
части человек, отчасти животное, с волосатым телом, огромными когтями  и
крыльями дракона. Он вышел из темной пещеры и пролетел через черное  не-
бо посреди ночи как гигантская летучая мышь. Глядя на  него  с  большого
расстояния, я, к своему изумлению, заметил, что его голова горит в огне.
Дьявол, сам Люцифер, преобразовывался светом в Свет. Теперь я понял, по-
чему имя Люцифер означает буквально "носитель света". Он поглощался очи-
щающим огнем прямо на моих глазах. Я знал, что никогда  теперь  не  буду
бояться Зла, или самого Дьявола.

                 з. Переживания универсальных архетипов

   Термин "архетип" был введен в психологию К. Г.  Юнгом,  употреблявшим
его в том же смысле, что и "первичный образ", или "доминанта  коллектив-
ного бессознательного". В самом широком смысле архетип может  пониматься
как любая статическая конфигурация или динамическое событие  в  психике,
обладаюшие трансиндивидуальным характером  и  качеством  универсальности
(Jung, 1959). Такое определение слишком обще и могло  бы  относиться  ко
многим трансперсональным феноменам, описанным в этом разделе.  В  юнгов-
ской литературе можно найти иерархические описания различных уровней ар-
хетипов (см. рис. на с. 151). Я позволю себе здесь ограничить зто  поня-
тие теми архетипами, которые представляют собой  подлинно  универсальные
структуры в отличие от их специфических культурных проявлений,  вариаций
и разновидностей.
   Некоторые из подобных архетипов представляют собой обобщенные  биоло-
гические, психологические, социальные илипрофессиональные роли. Примера-
ми биологически определенных универсальных архетипов могут быть Женщина,
Мужчина, Мать, Отец, Ребенок, Еврей,  представитель  белой,  черной  или
желтой расы.  Дополнительные  психологические  характеристики  определят
Добрую или Ужасную Мать, Тиранического Отца, Любовника, Мучителя, Бегле-
ца, Изгнанника, Корыстолюбца, Деспота, Развратителя, Обманщика,  Мудрого
Старца или Старую Мудрую Женщину, Аскета, Отшельника и многих других.  В
некоторых из этих случаев архетипичность достигает мифологических  изме-
рений и обладает особой сверхъестественной силой; это могут быть, напри-
мер, образы Великой или Ужасной  Матери-богини,  Великого  Гермафродита,
Космического Человека.
   Примерами архетипов, представляющих определенные  профессиональные  и
социальные типы и роли, могут быть Ученый, Целитель, Просвещенный Прави-
тель, Диктатор, Рабочий,  Революционер,  Капиталист.  Такие  переживания
близки, но не тождественны переживаниям группового сознания, которые бы-
ли описаны ранее. В последних человек чувствует себя отождествленным од-
новременно со всеми членами определенной группы, первое же  представляет
собой персонифицированное представление о самой роли, что-то вроде  пла-
тоновской идеи.
   Примерами этих двух типов феноменов могут быть, с одной стороны,  пе-
реживание группового сознания всех революционеров мира, а с другой пере-
живание превращения в архетипического Революционера. Архетипические  об-
разы такого рода можно представить себе как голографические изображения,
созданные последовательной съемкой людей определенной категории без  из-
менения угла зрения. На голографической выставке  в  Гонолулу  несколько
лет тому назад демонстрировалось изображение "Дитя  Гавайев",  состоящее
из множества трехмерных изображений гавайских детей, занимающих  одно  и
то же место. Это может быть прекрасной иллюстрацией переживания, о кото-
ром идет речь. Менее яркое приближение к подобному феномену - кумулятив-
ное наложение обычных фотоснимков, вроде тех составных фотографий  Фрэн-
сиса Гэлтона, которые использовал Руперт Шелдрейк для иллюстрации  свое-
го понятия морфического резонанса (Sheldrake,  1981).  Особая  категория
архетипов представляет собой персонификацию определенных аспектов  чело-
веческой личности, например знаменитые юнговские архетипы Анимус,  Анима
или Тень.

    Я хочу привести здесь пример из моего собственного сеанса с  200  мг
МДМА ( "Адам" или "Экстаз"), гле архетип Апокалипсиса сочетается с архе-
типами универсальных принципов.

   Я почувствовал сильную активизацию в нижней части тела. Мой таз  виб-
рировал, так как экстатические толчки высвобождали  огромное  количество
энергии. В какой-то момент бешеный поток энергии выбросил меня в  косми-
ческий вихрь творения и разрушения.
   В центре этого чудовишного урагана первичных  сил  находились  четыре
гигантские фигуры, сплетавшиеся в каком-то космическом танце с  саблями.
Черты их лиц были явно монгольскими - выступающие скулы, раскосые глаза,
бритые головы с оставленными "конскими хвостами". Вращаясь  в  неистовом
танце, они размахивали саблями, похожими на косы или кривые ятаганы. Эти
четыре косы образовывали форму быстро вращаюшейся свастики. Я  присоеди-
нился к танцу, став одним из них или, может быть, всеми четырьмя  сразу,
переставая одновременно быть прежним собой.
   Затем передо мной открылась невообразимая панорама  сцен  разрушения.
Природные катастрофы - извержения вулканов, землетрясения,  падения  ме-
теоритов, лесные пожары, наводнения и приливы -  сочетались  с  образами
горящих городов, обрушивающихся небоскребов,  смертью  множества  людей,
ужасами войн. Эту волну всеобщего уничтожения возглавляли четыре архети-
пических образа жутких всадников, символизирующих конец света. Я  понял,
что это Четыре Всадника Апокалипсиса. Продолжающиеся толчки  и  вибрации
моего таза вошли в единый ритм с движением зловещих всадников, и я  стал
одним из них.
   По этому описанию можно составить себе впечатление,  что  пережиаание
бь"ло неприятным и пугающим. Однако, возможно, благодаря  общей  благот-
ворной природе амфетаминовых эмпатогенов, доминирующим чувством было эк-
статическое растворение в развертывающихся энергиях и восхищение связан-
ными с этим невероятными философскими и духовными прозрениями. Я  понял,
что представление об Апокалипсисе не следует понимать буквально, как это
часто имеет место в общепринятом христианстве.
   Хотя и возможно, что Апокалипсис в будущем развернется  на  планетар-
ной шкале как историческое событие, прежде всего это архетип. В этом ка-
честве он соответствует стадии развития сознания, когда человек  обнару-
живает иллюзорную природу материального мира. Когда Вселенная  обнаружи-
вает свою истинную сущность как космическая игра сознания,  мир  материи
разрушается в душе человека. Это до некоторой степени  напоминает  более
раннюю стадию, когда отождествление с архетипом восхождения на  Крест  и
Воскресения Христа кладет конец философскому отождествлению человека  со
своим телом.
   Апокалиптические видения  перемежались  архетипическими  образами  из
различных культур, символизирующими  нереальность  феноменального  мира.
Может, наибольшее впечатление из них произвела на меня платоновская  пе-
шера. Последним значительном эпизодом сеанса был мощный парад персонифи-
цированных вселенских принципов, архетипов, в своей сложной игре создаю-
щих иллюзию феноменального мира, - божественная игра, которую индусы на-
зывают лила.
   Эти персонажи появлялись в изменчивом множестве своих обликов,  уров-
ней и измерений в невероятно сложной голографической среде моей визуали-
зации. Каждый из них одновременно представлял сущность своей  функции  и
все конкретные проявления элементов в мире  материи.  Там  была  Майя  -
таинственный эфирный принцип, символизирующий мир иллюзии; Анима, вопло-
щающая вечно женственное; похожая на Марса персонификация войны и агрес-
сии, уединившийся Отшельник; творящий иллюзии Обманщик и многие  другие.
Проходя по сцене, они кланялись в мою сторону,  как  бы  приглашая  меня
оценить представление божественной игры во Вселенной.

Из коллекции PsyTechServer'а    (c) 1997-2004