Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя"

Часть 1  Часть 2  Часть 3  Часть 4  Часть 5  Часть 6  Часть 7  Часть 8  Часть 9


                             ТРЕТЬЯ БАЗОВАЯ
                     ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЫА (БПМ-III):
                       борьба смерти и возрожления

   Многие важные аспекты этой матрицы обьясняются ее  связью  со  второй
клинической стадией родов, когда продолжаются сокращения  матки,  но,  в
отличие от предыдущей стадии, шейка матки раскрыта, что позволяет  плоду
постепенно продвигаться по родовому каналу. Это чудовищкая борьба за вы-
живание, в которой младенец подвергается  сокрушительному  механическому
давлению, испытывает недостаток кислорода и удушье. Я уже  отмечал,  что
по анатомическим причинам каждое сокращение  матки  ограничивает  приток
 крови к плоду, и ограничение его на этой стадии родов усугубляется мно-
гими осложнениями. Пуповина может оказаться зажатой между головой и  та-
зовым отверстием или захлестнуться вокруг  шеи.  Если  пуповина  коротка
анатомически или укорочена  петлями,  образовавшимися  вокруг  различных
частей тела младенца, она может при натяжении оторвать плаценту от стен-
ки матки. Это прерывает связь с материнским организмом и может  привести
к опасному удушью. На конечной стадии родов младенец может  оказаться  в
непосредственном контакте с различными биологическими материалами - око-
лойлодной жидкостью, кровью, слизью, мочой и даже калом.
   В регрессивных терапевтических переживаниях сложный  и  разветвленный
паттерн БПМ-III принимает форму решительной борьбы смерюи и возрождения.
Кроме реалистического воспроизведения различных аспектов борьбы в  родо-
вом канале, он включает широкий спек1p архетипических и других транспер-
сональных феноменов, появляющихся в виде  типичных  групп  и  последова-
тельностей. Самые важные из них - элементы титанической борьбы,  садома-
зохистские переживания, сильное  сексуальное  возбуждение,  демонические
эпизоды, скатологические переживания и встреча с огнем. Все эти  аспекты
и стороны БПМ-III в силу глубокой эмпирической логики могут быть  связа-
ны с различными анатомическими, физиологическими и эмоциональными харак-
теристиками соответствуюших стадий родов.
   Тишинический аслект объясняется  чудовищностью  сил,  действующих  на
этой стадии родов. Нежная головка младенца втискивается в узкую  тазовую
полость сокращениями матки с силой от пятидесяти до ста фунтов.  Регрес-
сивно воспроизводя этот аспект БПМ-III, человек сталкивается с  сокруши-
тельными потоками энергии, усиливающейся до взрывоподобного  извержения.
Часто это переживается как отождествление с неистовыми силами природы  -
вулканами, электромагнитными бурями,  землетрясениями,  волнами  прилива
или ураганами. Это могут быть также сцены войн или  революций,  огромные
энергии, технологические объекты высокой мощности - термоядерные реакто-
ры, атомные бомбы, танки, космические корабли, ракеты, лазеры и т.п.
   В более мягкой форме это может быть участием в опасных приключениях -
охоте или схватке с дикими животными,  боях  гладиаторов,  увлекательных
исследованиях, освоении новых земель. Соответствующие  архетипические  и
мифологические образы - Страшный Суд, Чистилище,  необыковенные  подвиги
мифологических героев, битвы космического размаха между силами  света  и
тьмы, богами и титанами.
   Агрессивные и спдомпзохистские аслекты этой матрицы отображают однов-
ременно деструктивные силы, действию которых плод подвергается  в  родо-
вом канале, и его яростную биологическую реакцию на удушье, боль и  тре-
вогу. Таким образом, садизм и мазохизм, будучи двумя аспектами одного  и
того же эмпирического процесса, двумя сторонами одной  монеты,  образуют
логическое единство - садомазохизм. В этом  контексте  часто  появляются
сцены кровавых жертвоприношений, самопожертвования, насилия над собой  и
другими, пыток, казней, поединков, бокса, вольной  борьбы,  садомазохис-
тские сцены и сцены изнасилования.
   Появление в процессе смерти и возрождения сексуального компонента  не
столь логически понятно. Его можно объяснить тем, что некий  механизм  в
психике переводит нечеловеческое страдание и  удушье  в  странного  рода
сексуальное возбуждение и в некоторых случаях - в экстатический восторг,
Примерами этого явления изобилует история  религиозных  сект.  Их  можно
найти в воспоминаниях о  концентрационных  лагерях  и  в  свидетельствах
"Эмнисти Интернейшнл".
   Переживания, принадлежащие к этой категории, характеризуются  необык-
новенной интенсивностью сексуального влечения, его механичностью,  неиз-
бирательностью, часто порнографической или извращенной  природой.  Неиз-
бежная на этом уровне связь сексуальности с опасностью, смертъю,  трево-
гой, агрессией, саморазрушительными импульсами, физической болью и  кон-
тактом с различными биологическими материалами (кровью,  слизью,  калом,
мочой) создает естественную основу для появления  большинства  известных
форм сексуальных расстройств, отклонений и извращений. Связь между  сек-
суальным оргазмом и оргазмом рождения дает возможность добавить к  фрей-
довскому анализу, основанному на поверхностном сексуальном  и  биографи-
ческом материале, более глубокое  и  значимое  перинатальное  измерение.
Следствие этих взаимосвязей в отношении различных форм сексуальной пато-
логии детально рассмотрены в моей книге "За пределами  мозга:  рождение,
смерть и трансценденция в ncuxomepanuu" (Grof, 1985).

   Элементы демонизма могут на этой  стадии  представлять  особую  труд-
ность как для пациента, так и для терапевта или помощника.
   Жуткая сверхъестественная природа подобных  переживаний  часто  вызы-
вает нежелание иметь с ними дело. В этом контексте чаще всего  появляют-
ся сцены шабаша ведьм (Вальпургиева  ночь),  сатанинских  оргий,  черных
месс или искушения. Эти темы связываются с данной стадией родов  причуд-
ливой амальгамой смерти, извращенной  сексуальности,  страха,  агрессии,
скатологии и искаженного духовного порыва.
   Скатологический аспект процесса смерти и возрождения имеет своим  ес-
тественным биологическим основанием тот факт, что  на  последней  стадии
родов плод может войти в близкое соприкосновение с фекалиями  и  другими
биологическими продуктами. Однако переживания здесь намного  превосходят
то, что новор.ожденный мог остро пережить во время родов. Пациент  может
почувствовать себя копающимся в отбросах, ползущим  через  канализацион-
ную трубу, валяющимся в луже нечистот, пьющим кровь или  мочу,  отврати-
тельно гниющим и разлагающимся. Это непосредственный контакт и потрясаю-
щая встреча с самыми худшими аспектами биологического существования.
   Элемент огня проявляется либо в своей обычной форме  (как  наблюдение
сцен сожжения или отождествление с жертвой), либо в архетипической  фор-
ме очищающего огня (пирокатарсис), который разрушает все  испорченное  в
человеке, готовя его к духовному возрождению. Это  самый  труднопостижи-
мый аспект символизма рождения. Соответствующим ему биологическим компо-
нентом может быть, наверное, кульминационная сверхстимуляция новорожден-
ного беспорядочной "пальбой"  периферических  нейронов.  Интересно,  что
аналогичный опыт выпадает на долю роженицы, y  которой  на  этой  стадии
часто возникает ощущение, что ее влагалище в огне.
   Религиозный и мифологический символизм этой матрицы тяготеет к  темам
жертвоприношения и самопожертвования, Часто встречаются  сцены  ритуалов
жертвоприношений из доколумбовой Америки, видения  распятия  и  отождес-
твление себя с Христом, переживание связи с  божествами,  символизирую--
щими смерть и возрождение - Осирисом, Дионисом, Атисом, Адонисом, Персе-
фоной, Орфеем, Вотаном, поклонение ужасным богиням Кали,  Коатликуэ  или
Рангде. Сексуальные мотивы представлены эпизодами  фаллических  поклоне-
ний, храмовой проституции, ритуалов плодородия, ритуального  изнасилова-
ния,. различными ритуальными церемониями первобытных племен,  включающих
чувственные ритмические танцы. Классическим символом перехода от БПМ-III
к БПМ-IV является легендарная птица Феникс, умирающая в огне  и  возрож-
дающаяся из пепла.
   Несколько важных характеристик отличает эти переживания от  описанно-
го ранее состояния безысходности. Здесь ситуация не кажется безнадежной,
и переживающий ее человек не беспомощен. Он принимает активное участие в
происходящем и чувствует, что страдание  имеет  определенную  направлен-
ность и цель. В религиозном смысле эта ситуация больше похожа на  Чисти-
лище, чем на Ад.
   Кроме того, роль человека здесь не сводится исключительно  к  страда-
ниям беспомощной жертвы. Он - активный наблюдатель и  способен  одновре-
менно отождествлять себя с той и с другой стороной до такой степени, что
иногда трудно бывает понять, агрессор он или жертва. В то время как без-
выходная ситуация  предполагает  только  страдания,  переживание  борьбы
смерти-возрождения представляет собой границу между агонией и экстазом и
слияние того и другого. Этот тип переживаний можно назвать дионисийским,
или вулканическим экстазом, в отличие от аполлонического, или океаничес-
кого экстаза космического единства, связанного  с  первой  перинаталъной
матрицей.
   Специфические характеристики переживаний  связывают  БПМ-III  с  СКО,
сформировавшимися из воспоминаний о  ярких,  рискованных  чувственных  и
сексуальных переживаниях - автомобильных гонках, спуске на парашюте, ув-
лекательных, но опасных приключениях, борьбе, боксе, драках, битвах, из-
насиловании и сексуальных оргиях, об увеселительных  аттракционах.  Осо-
бая группа воспоминаний, связанных с БПМ-III, - это  близкий  контакт  с
биологическими продуктами, включая недержание мочи и кала, обучение туа-
лету, видение вытекающей крови и расчленения тела на войне или при  нес-
частном случае. Воспоминания о пожарах часто появляются в момент перехо-
да от БПМ-III к БПМ-IV.
   Что касается фрейдовских эрогенных зон, то эта матрица связана с  те-
ми физиологическими отправлениями, которые приносят  внезапное  облегче-
ние и релаксацию после длительного напряжения. На  оральном  уровне  это
жевание и глотание пищи или, наоборот, рвота; на анальном и  уретральном
- дефекация и мочеиспускание; на генитальном - восхождение к оргазму,  а
также ощущения роженицы на второй стадии родов.
   Для иллюстрации феноменологии БПМ-III я использую запись своего сеан-
са с высокой (300 микрограмм) дозой ЛСД. Третья матрица  доминировала  в
первые несколько часов сеанса. Продолжение этого сеанса будет описано  в
следующем разделе. Сеанс  начался  невероятным  всплеском  инстинктивных
сил. Волны оргиастических сексуальных чувств перемежались с  агрессивны-
ми всплесками необычной силы. Стальная ловушка угрожала  задушить  меня,
но волны жизненной энергии гальванизировали и  продвигали  меня  вперед.
Вспышки красного цвета разных оттенков, исполненные потустороннего  ужа-
са, наводили на мысль о власти крови, таин"твенным образом  объединяющей
человечество через мглу веков. Я чувствовал себя связанным  с  метафизи-
ческим измерением жестокости  разного  рода  -  пыток,  изнасилований  и
убийств, но также и с тайной менструального  цикла,  зачатия,  рождения,
смерти, кровного наследования и священных уз братства, истинной дружбы и
верности. За всем этим стояло глубокое отождествление с борьбой  младен-
ца за освобождение из объятий родового канала. Я чувствовал  соприкосно-
вение со странной силой, связывающей мать и ребенка узами жизни и  смер-
ти. Инстинктивно, животом, я ощущал как симбиотический аспект этого  от-
ношения, так и его ограничивающую сторону, лишающую меня свободы и неза-
висимости. Я отметил странную "утробнуюэ связь между поколениями  женщин
- бабушки, матери и дочери, - глубокую мистерию жизни, из которой мужчи-
ны были исключены, Сохраняя этот же фон, я отождествился с людьми, объе-
диненными высшей целью, - революционерами и патриотами всех времен,  бо-
ровшимися за свободу против любых форм угнетения. В  какой-то  момент  я
отождествился с Лениным, глубоко прочувствовал его бескомпромиссную жаж-
ду освобождения масс от угнетения и огонь революции, горевший в его сер-
дце. Братство! Равенство! Свобода! Образы Французской революции,  откры-
вающихся ворот Бастилии проносились в моем уме вместе с  соответствующи-
ми сценами из бетховенского "Фиделио". Я был тронут до слез  и  чувство-
вал глубокое отождествление с борцами за свободу всех времен и  народов.
Ко второй половине сеанса содержание переживаний  сместилось  в  сторону
секса и жестокости. Яркие образы изнасилований, садомазохистские  сцены,
сцены проституции и т.  п.  наполняли  мое  сознание.  Глубоко  отождес-
твляясь с участниками этих представлений, сопровождаемых криками, я  од-
новременно оставался сторонним  наблюдателем.  Затем  образные  видения,
частично превращаясь в арабески, создали вокруг меня непередаваемо  соб-
лазнительную атмосферу гарема, Шахерезады, "Тысячи и одной ночи". Посте-
пенно к этому добавился сильный духовный элемент, и я почувствовал  себя
участником многочисленных африканских  церемоний,  вавилонской  храмовой
проституции, древних ритуалов плодородия, ритуальных оргий  с  групповым
сексом где-то в Новой Гвинее или Австралии.
   Затем без всякого предупреждения наступил новый сдвиг.  Я  почувство-
вал себя в неописуемо мерзкой грязи, тонущим в своего рода  архетипичес-
кой выгребной яме, содержащей отбросы всех времен. Ужасное зловоние про-
питало меня насквозь, мой рот был полон экскрементов, которые не  давали
мне вдохнуть. Я находился в запутанном лабиринте канализационных  систем
всего мира, я знал каждый люк и каждую канализационную трубу в любом го-
роде. Я пережил столкновение с худшими сторонами биологической  жизни  -
экскрементами, отбросами, гноем, разложением.
   Среди всего этого эстетического ужаса мне пришла в голову мысль:  мои
переживания - это типичная реакция взрослого человека. Ребенок или соба-
ка чувствовали бы себя иначе. И есть множество форм жизни бактерии, чер-
ви, личинки, - для которых эта среда  была  бы  совершенно  удовлетвори-
тельной. Я попытался настроиться на такое восприятие и  постепенно  смог
получить даже странное удовольствие от того, где я находился. (См.  про-
должение в следующем разделе.)

                          ЧЕТВЕРАЯ БАЗОВАЯ
                   ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЫА (6ПМ-IV):
                  Переживание смерти и возрожления

   Эта перинатальная матрица по смыслу  связана  с  третьей  клинической
стадией родов, с непосредственным рождением ребенка. На этой  -  послед-
ней - стадии мучительный процесс борьбы за рождение  подходит  к  концу.
Продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за  пиком  боли,
напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и ре-
лаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые  стал-
кивается с ярким светом дня (или операционной). После отсечения  пупови-
ны прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое су-
ществование как анатомически независимый индивид.

    Как и в других матрицах, некоторые относящиеся к этой стадии пережи-
вания представляют точную имитацию реальных биологических событий, прои-
зошедших при рождении, и специальных акушерских приемов. Даже люди,  ни-
чего не знавшие об обстоятельствах своего рождения, могут  вспомнить  до
мельчайших деталей свое положение в родовом канале,  обстоятельства  са-
мих родов, применявшуюся анестезию, акушерские вмешательства и  то,  что
делали с ними непосредственно после рождения.
    Символическим выражением последней стадии родов является опыт  смер-
ти-возрождения. В нем представлено окончание и разрешение  борьбы  смер-
ти-возрождения. Парадоксально, что, находясь буквалъно на  пороге  осво-
бождения, человек ощущает приближение чудовищной катастрофы. Часто  этим
объясняется отчаянное и непреклонное стремление остановить процесс. Если
же переживания продолжаются, переход от БПМ-lII к БПМ-IV влечет  за  со-
бой чувство полного уничтожения, аннигиляции на всех мыслимых уровнях  -
физической гибели, эмоционального  краха,  интеллектуального  поражения,
окончательного морального и вечного проклятия трансцендентальных масшта-
бов. Такой опыт "гибели Эгоэ заключается, судя по всему,  в  мгновенном,
безжалостном уничтожении всех прежних опорных точек  в  жизни  человека.
Смерть Эго и возрождение - не одноразовое переживание. В глубоком систе-
матическом самоисследовании оно многократно возвращается в различных ас-
пектах и масштабах, пока процесс не завершается
    Под влиянием фрейдовского психоанализа понятие "эго" связывается  со
способностью приспосабливаться к реальности и адекватно  функционировать
в повседневной жизни. При таком подходе смерть Эго представляется  чело-
веку чем-то ужасным. Реально же в этом процессе  умирает  параноидальное
отношение к миру, отображающее негативные переживания младенца во  время
родов и в последующие периоды жизни. Это чувство  общей  неадекватности,
необходимости быть готовым к любой  опасности,  обязательное  стремление
все контролировать и за все отвечать, что-то доказывать себе и другим  и
прочие аналогичные установки.

   В конечной и наиболее полной форме смерть "эго" означает  безвозврат-
ный отказ от философского отождествления себя с тем, что Алан Уотс назы-
вал "эго, облаченным в кожу". Если переживания хорошо интегрированы, это
приводит не только к возрастанию  способности  наслаждаться  существова-
нием, но также и к совершенствованию функционирования в мире. За  опытом
полной аннигиляции и "попадания на самое дно  космоса",  характеризующим
смерть "эго", немедленно следует видение ослепительно белого или золото-
го света сверхъестественной яркости и красоты. Его можно  сопоставить  с
изумительными явлениями архетипических божественных существ, радугой или
замысловатым узором павлиньего хвоста. Человек испытывает глубокое  чув-
ство духовного освобождения, спасения и искупления грехов. Он, как  пра-
вило, чувствует себя свободным от тревоги,  депрессии  и  чувства  вины,
очищенным и ничем не обремененным. Это  сопровождается  потоком  положи-
тельных эмоций в отношении самого себя, других людей  или  существования
вообще. Мир кажется прекрасным и безопасным местом, а  интерес  к  жизни
явно возрастает.
   Следует однако подчеркнуть, что это описание  соответствует  ситуации
нормальных родов. Длительные, изнуряющие роды, использование хирургичес-
ких щипцов, применение общей анестезии  и  другие  осложнения  и  вмеша-
тельства вносят специфические искажения в феноменологию этой матрицы
   Символизм опыта смерти-возрождения может быть извлечен из многих  об-
ластей  коллективного  бессознательного,  так  как  любая   значительная
культура обладает соответствующими мифологическими формами для этого яв-
ления. Смерть "эго " может символически связываться с различными  божес-
твамиразрушителями - Шивой, Уицилопочтли, Молохом, Кали, Коатликуэ - или
выражаться отождествлением с Христом, Осирисом, Адонисом,  Дионисом  или
другими жертвенными мифологическими персонажами. Богоявление может выра-
жаться как абстрактным сияющим светом, так и более или менее  персонифи-
цированными представлениями из различных религий. Столь же  обычен  опыт
встречи и единения с Великой Nazep bI0-богиней, представленной  в  обра-
зах Девы Марии, Исиды, Лакшми, Парвати, Геры или Кибелы,
   Среди соответствующих биографических элементов - воспоминания о  лич-
ных успехах и завершении опасных ситуаций, об окончании войн  и  револю-
ций, о выживании после несчастного случая или выздоровлении после  тяже-
лой болезни. Что касается фрей.довских эрогенных  зон,  БПМ-IV  на  всех
уровнях развития либидо связана  с  состоянием  удовлетворения,  которое
наступает сразу же после активности, облегчающей неприятное  напряжение,
- после утоления голода, рвоты, дефекации, уринации, оргазма и  деторож-
дения.
   Далее следует продолжение моего ЛСД-сеанса, начало которого было опи-
сано ранее, в разделе о бПМ-III. Здесь  отражен  переход  от  БПМ-III  к
БПМ-IV и затем развертываются специфические эмпирические элементы,  при-
надлежащие четвертой матрице. Я был вполне доволен собой,  выполнив  не-
легкую задачу принять те аспекты моей биологической природы,  которые  в
нашей культуре считаются отвратительными. Однако худшее было еще  впере-
ди. Совершенно внезапно я как бы стал терять всякую связь с реальностью,
как будто y меня из-под ног вытянули некий воображаемый коврик. Все  py-
шилось, весь мой мир разлетался на куски. Как будто бы  проткнули  чудо-
вищный метафизический нарыв моего существования; гигантский пузырь неле-
пого самообмана разорвался и выявил ложь моей жизни. Все, во что я  ког-
да-либо верил, к чему стремился, все, что придавало  моей  жизни  смысл,
внезапно оказалось совершенной ложью.  Все  это  были  бессодержательные
уловки,  и  я  напрасно  пытался  залатать  таким  образом   невыносимую
реальность существования. Истина сдула все эти уловки как  пушинки  оду-
ванчика, и остался лишь обнаженный, бессмысленный хаос  экзистенциальной
пустоты. В немыслимом ужасе я увидел гигантскуЫ'фигуру  божества,  угро-
жающе нависающего надо мной. Каким-то образом инстинктивно я узнал,  что
это индуистский бог Шива в своем деструктивном аспекте.  Я  почувствовал
громоподобный удар его огромной ноги, которая сокрушила меня,  размазала
в ничто, как ничтожный кусок грязи по дну космоса. В следующий момент  я
уже предстоял перед гигантской фигурой темной богини, в которой я  узнал
индийскую богиню Кали. Непреодолимая сила повернула меня лицом к ее  ши-
роко раскрытой вагине, полной то ли менструальной крови, то ли  отврати-
тельной послеродовой жижи. Я почувствовал, что от меня  требуется  абсо-
лютное подчинение силам существования и женскому принципу,  представлен-
ному богиней. Мне не оставалось ничего другого, как целовать и лизать ее
вульву в полной покорности и униженности. В это мгновение (с которым для
меня навсегда ушли какие-либо представлении о мужском превосходстве),  я
проникся воспоминанием о моменте моего  биологического  рождения,  когда
голова, вышедшая из родового канала, близко соприкасалась  с  кровоточа-
щей вагиной матери.
   Я был затоплен божественным светом сверхъестественной яркости и  кра-
соты, лучи которого рассыпались на тысячи изысканных  павлиньих  перьев.
Из этого сияющего золотого света появилась фигура Великой Матери-богини,
воплощаюшей любовь и защиту всех времен. Она потянула ко мне свои руки и
облекла меня своей сущностью. Я растворился в  невероятном  энергетичес-
ком поле, чувствуя себя очищенным, исцеленным и накормленным. Сквозь ме-
ня в изобилии текла некая амброзия, архетипическая смесь меда с молоком.
   Затем фигура богини постепенно исчезла, поглощенная еще  более  сияю-
щим светом. Он был абстрактным, но обладал некими личными  характеристи-
ками и излучал бесконечную разумность. Мне стало ясно, что  я  переживаю
растворение в Универсальной Самости, Браме, о котором я читал  в  книгах
по индийской философии. Переживание длилось около десяти минут по часам,
но само оно превосходило любые представления о времени и  казалось  веч-
ностью. Поток целительной и питательной энергии и видение золотого  сия-
ния с оттенком павлиньих перьев продолжалось всю ночь, а чувство  благо-
получия оставалось со мной много дней. Воспоминание об этом  переживании
оставалось для меня живым в течение многих лет и  глубоко  изменило  все
мои представления о жизни. Мне хотелось бы закончить эту главу о перина-
тальной динамике отчетом о сеансе холотропного дыхания Альберта,  клини-
ческого психолога, участника одного из наших  пятидневных  семинаров.  В
 начале семинара он рассказывал в группе,  что  считает  себя  человеком
энергичным, трудягой, любит сложные задачи и борьбу. Сеанс Альберта  за-
кончился глубоким чувством расслабления и релаксации. Его отчет -  хоро-
ший пример мощных переживаний рождения, которые своей  простой  силой  и
связанностью с повседневной жизнью переубедили умного, скептически  нас-
троенного и хорошо обученного интеллектуала,  Он  содержит  поразительно
точные детали.
   В начале я отождествился с чешуйчатым червеобразным животным и отдал-
ся соответствующим движениям. Я без конца  поворачивался  спиралеобразно
со спины на живот и обратно. Внезапно я почувствовал прикосновение к но-
гам, которое показалось мне беспокоящим. Я начал сражаться с ним, снача-
ла потихоньку, потом с все возрастающей силой и  решительностью.  Посте-
пенно это дошло до того, что я был уверен, что сражаюсь за свою жизнь.
   Позже я обнаружил, что меня держат пять  человек,  поскольку  я  буй-
ствую, наскакивая на других людей. У меня возникла мысль, что я  никогда
не сдамся, даже если весь мир будет  против  меня.  Используя  различные
приемы и всю свою силу, громко крича, я боролся с собственной  беспомощ-
ностью и наседающими врагами.
   Когда меня удалось уложить, Стэн продолжал повторять мне,  что  он  и
другие вокруг меня - не враги, что они помогают мне  справиться  с  этим
переживанием. Через некоторое время я смог  отождествить  эту  борьбу  с
повторным переживанием своего рождения. Должен сказать, что чувство бес-
помощности продолжало вызывать во мне мощное сопротивление, а не  покор-
ность. Так же я чувствую себя в повседневой жизни.
   Мои сильные движения и громкие крики достигли  кульминации  и  начали
утихать, я перешел в стадию релаксации. В этот  момент  я  решил  сесть.
Когда Стэн сказал мне, что еще рано, y меня внезапно мелькнула мысль: "Я
родился раньше времени!" Я снова лег, накрылся и почувствовал, что  могу
возместить себе то время, которое я когда-то не провел в утробе. Зто бы-
ло прекрасно; я почувствовал себя счастливым и  смог  внутренне  рассла-
биться.
   Внезапно я почувствовал силькый и всеохваиывающий  запах  свежевыдел-
пнной кожи; я чувсшвовал его снова и снова, и эио  было  очень  и  очень
лрияшно. Я находился в состоянии крайней релаксации,  незнакомом  мне  в
обычной жизни. Сильный запах кожи был наиболее примечательной особеннос-
тью моего переживания. Это показалось мне загадочным, я не знал,  что  с
этим делать. Позже во время обсуждения я спросил Стэна,  что  это  может
быть. Он сказал, что кожи и кожевенный запах вряд ли принадлежат к архе-
типическим особенностям рождения и что, возможно, это как-то  связано  с
реальными обстоятельствами моего появления на свет.
   Позже я выяснил, что моя мать работала на кожевенной фабрике и что  в
день моего рождения она оставалась на работе допоздна, занимаясь  шитьем
кожаных шортов, держа материал на коленях. Она не думала, что  роды  мо-
гут начаться в этот день, и даже когда отошла околоплодная  жидкость  не
поняпа, в чем дело. Мое раннее младенчество также связано с запахом све-
жей кожи, поскольку мать продолжала шить кожаные шорты как только  приш-
ла в себя после родов.
   Я убежден, что пережил вновь опыт своего рождения и что  запах  выде-
ланной кожи также в каком-то смысле является подлинным воспоминанием.

                          За пределами мозга:
                 трансперсональные измерения психики

   Животньых, населяющих эти отдаленные районы ума, совершенно не  может
быть, как жирафа или утконоса. Тем не менее они  существуют  и  являются
наблюдаемыми фактами, так что если мы честно пытаемся понять мир, в  ко-
тором живем, мы не можем их игнорировать.
                                                Олдос Хаксли, "Paй и ад"

   Эмпирическое переживание смерти и возрождения,  как  правило,  откры-
вает доступ к области человеческой психики, лежащей за пределами биогра-
фии, которую лучше всего назвать тринсперсональной. Можно  сказать,  что
перинатальный уровень бессознательного представляет собой как бы  интер-
фейс между биографической и трансперсональной областями, или между инди-
видуальным и коллективным бессознательным. В большинстве  случаев  тран-
сперсональным переживаниям предшествует драматическая встреча  с  рожде-
нием и смертью, Однако это не строго обязательно: непосредственное  соп-
рикосновение с трансперсональными элементами и темами  эмпирически  воз-
можно и без прохождения перинатального уровня. Общим знаменателем  бога-
той и разветвленной группы трансперсональных феноменов является  переход
сознания за обычные границы Эго  и  преодоление  ограничений  времени  и
пространства. В обычном. или "нормальном", состоянии сознания  мы  пола-
гаем себя существующими в границах своего физического тела (своего обра-
за тела); наше восприятие окружающего ограничено  возможностями  органов
чувств. Как внутренние, так и внешние восприятия (интеро- и  экстероцеп-
ция) осуществляются в пределах обычных пространственных и временных гра-
ниц, В обычных обстоятельствах мы можем пережить живо и с  помощью  всех
органов чувств только те события, которые происходят в данный момент и в
непосредственной близости от нас. Мы можем вспоминать  прошлые  события,
предвосхищать или воображать будущие, но как те, так и  другие  не  под-
даются непосредственному восприятию. В трансперсоналъных переживаниях во
время психоделических сеансов, при самоисследовании с помощью  немедика-
ментозных эмпирических техник или возникающих спонтанно, одно или  более
из этих ограничений, по-видимому, преодолеваются.
   На основе вышесказанного трансперсональные переживания можно  опреде-
лить как эмпирическое расширение сознания за пределы обычных границ  те-
лесного "эго" и за пределы  пространственно-временных  ограничений.  Они
включают очень широкий ряд явлений, происходящих  на  различных  уровнях
реальности. В определенном смысле полный спектр трансперсональных  пере-
живаний соизмерим с самим существованием. Здесь  необходимо  ввести  два
новых термина (более подробно речь пойдет о них во второй части  книги),
относящихся к двум взаимодополняющим модусам сознания, в которых мы  мо-
жем воспринимать мир и самих себя. Хияотропный, или  ориентированный  на
материю, модус сознания - это нормальный повседневный опыт  общепринятой
реальности. Холотропный модус сознпния, или сознание, стремящееся к  це-
лостности или всеобщности существования,  характеризуется  определенными
необычными психо'логическими состояниями, такими, например, как  медита-
тивные, мистические или психоделические переживания. Такое сознание  мо-
жет также появляться спонтанно, производя на психиатров впечатление пси-
хоза.
   В хилотропном модусе созкания мы переживаем лишь ограниченный и  осо-
бый сегмент феноменального мира или общепринятой реальности,  следуя  от
одного момента к другому, Природа и объем этого змпирического  фрагмента
совершенно однозначно определены нашими пространственными  и  временными
координатами в феноменальном мире, анатомическими и физиологическими ог-
раничениями наших органов чувств и физическими характеристиками среды.
   В холотропном модусе сознания  можно  получить  доступ  ко  всем  ос-
тальным аспектам существования - не только к собственной  биологической,
психологической, социальной, расовой и духовной  истории,  не  только  к
прошлому, настоящему и будущему всего феноменального мира, но также и ко
многим другим уровням и областям реальности, описанным в великих  мисти-
чееких традициях мира. Сравнительное изучение мистической литературы по-
казывает, что большая часть этих систем, по-видимому, принимает комплек-
сную, многослойную и иерархическую Модель реальности, включающей как фе-
номенальный, так и трансперсональный  аспекты  существования  (Wilbe  г,
1980),
   Грубпя эмпирическпя сфера отображает мир обычного бодрствующего  соз-
нания и общепринятой реальности, основанной  на  свидетельствах  органов
чувста. Соответствующее мировосприятие и способ бытия в мире  ограничены
информацией, получаемой от физического тела и материального мира, линей-
ной причинностью как единственным связующим принципом и ньютоновским по-
ниманием пространства и времени. Многие системы "вечной" философии  опи-
сывают, кроме того, несколько трансфеноменальных уровней  существования:
тонкий, каузальный (причинный) и предельный, или абсолютный.
   Как тонкий, так и каузальный уровни могут быть подразделены  на  вер-
хний и нижний подуровни. Нижний тонкий, или астраяьно-психический,  уро-
вень включает обычно переживания вне тела, астральные  путешествия,  так
называемые парапсихологические феномены (предвидение, ясновидение,  пси-
хокинез), видение ауры и подобные  переживания.  Высший  тонкий  уровень
включает архетипические формы божеств,  высшие  присутствия  и  духовных
учителей, переживания божественного вдохновения, видения света и  звуко-
вые озарения.
   Нижний кпузальный уровень - это мир савикпльпп сампдхи последнего Бо-
га, творца всех миров, слышимого света биджп мантры, источника всех  ин-
дивидуальных божеств. Высший кпузпльный мир  характеризуется  предельной
трансценденцией и растворением в безграничном  сиянии,  или  нирвикпльла
сампдхи. На этом уровне нет ни субъекта, ни обьекта, ни самости, ни  Бо-
га, только бесформенное сознание как таковое. На уровне Абсолюта  созна-
ние пробуждается к своему первоначальному состоянию и  "такости",  кото-
рая является одновременно "такостью" всего существования - грубого, тон-
кого и каузального.
   Современные исследования сознания с применением  психоделиков  и  б"з
них дают мощные подтверждения такому пониманию реальности.  Однако  кар-
тография сознания, содержащаяся в "вечной" философии, должна быть расши-
рена и изменена, чтобы отразить находки современной психиатрии  и  новых
областей эмпирической психотерапии. Далее я попытаюсь предложить класси-
фикацию трансперсональных переживаний, основанную на схемах "вечнойэ фи-
лософии, но включающей в то же время результаты современных научных  ис-
следований.
   Создать трансперсональную таксономию, которая  точно  и  всеобъемлюше
отражала бы интроспективные данные и объективные наблюдения  современных
исследований  сознания,  -  нелегкая  задача.  Спектр  трансперсональных
п".реживаний чрезвычайно богат,'разветвлен и  разнообразен,  они  трудно
выразимы словами и нередко происходят на тех уровнях реальности, где  не
действуют  обычные  исходные  точки  отсч  -.а  -  время,  пространство,
дуальность, или полярность, линейная причинность и т.  п.  Проблема  еще
более осложняется холографической природой сознания и  взаимопроникнове-
нием различных слоев и областей.
   Однако я полагаю, что, несмотря на все эти  трудности,  нижеследующее
обсуждение трансперсональных феноменов в достаточной степени  отображает
эмпирическую реальность, чтобы давать полезную информацию будущим иссле-
дователям этих изумительных областей психики. Вместе с  тем  я  надеюсь,
что предлагаемая схема будет дополнена, уточнена и пересмотрена на осно-
ве новых экспериментов и наблюдений.
   Прежде чем описывать систему классификации трансперсональных явлений,
мне хотелось бы пояснить связь  между  холотропным  модусом  сознания  и
трансперсональными переживаниями. У холотропного сознания  есть  возмож-
ность соприкасаться со всеми аспектами  существования,  включая  постна-
тальную биографию человека, события в будущем,  биологическое  рождение,
жизнь эмбриона и плода, момент зачатия, а также историю  предков,  расо-
вую, кармическую и филогенетическую память.
   В некотором смысле полное переживание событий детства или рождения (в
сравнении с просто воспоминанием) можно рассматривать как выход за  пре-
делы времени и пространства.  Человек,  переживающий  последовательность
событий из своего младенчества, детства или  последующей  жизни  или  же
6opbбу в родовом канале, не реконструирует эти  события  по  энграмме  в
нервной системе, а актуально и непосредственно оказывается  в  простран-
ственных и временных координатах первоначальных событий. Это сравнимо  с
ситуацией, описываемой в научной фантастике, когда на планетах с большим
притяжением астронавты попадают в пространственно-временную петлю и  пе-
реживают одновременно два различных пространственно-временных состояния,
причем могут встретиться с самими собой в различных точках прошлого.
   Полное переживание событий детства может иногца сопровождаться  эмпи-
рическим отождествлением с протагонистами (например, возможна  идентифи-
кация с агрессором), что придает этим переживаниям определенно транспер-
сональный оттенок. Переживание различных стадий рождения не  только  со-
держит возможность полного эмпирического отождествления  с  матерью,  но
также и опосредует доступ к ситуациям в различных частях мира и  в  раз-
личные моменты истории, где переживаются подобные эмоциональные  состоя-
ния и физические ощущения. Мы уже говорили об этих связях, обсуждая  фе-
номенологию базовых перинатальных матриц
   Так что различие следует  проводить  не  между  трансперсональными  и
биографическими или перинатальными переживаниями,  а  между  хилотропным
модусом - обычным бодрствующим сознанием, переживающим  один  момент  за
другим, и холотропным модусом - необычными состояниями сознания, опосре-
дующими доступ ко всем иным аспектам существования,  включая  не  только
пространство и время феноменального мира, но также  и  трансперсональные
уровни реальности.
   В целом трансперсональные переживания могут быть с  точки  зрения  их
содержания разделены на три большие категории. Некоторые  из  них  вклю-
чают явления материального мира в пространстве и времени,  которые  наша
культура  считает  обьективной  реальностью.  Другие  отображают  уровни
реальности, отрицаемые западной механистической наукой, но  признаваемые
многими древними и незападными культурами и великими мистическими тради-
циями мира, которые Олдос Хаксли называет "вечной  философией"  (Huxley,
1945),
   Первая категория трансперсональных переживаний, имеющих дело с  миром
пространства и времени, может быть далее  подразделена  на  переживания,
включающие выход за пределы обычных пространственных границ, и пережива-
ния, выходящие за пределы линейного времени. К этому мы  можем  добавить
третью категорию переживаний и явлений,  представляющих  собой  странную
смесь между грубым и тонким или каузальным уровнями сознания. Они проис-
ходят как бы на границе между внутренним миром и внешней реальностью или
между материей и сознанием. Я позволил себе воспользоваться для этой ка-
тегории термином  "психоидные  явленияэ  (psychoid  phenomena),  который
раньше в разных смыслах использовался немецким  биологом  Гансом  Дришем
(Driesch, 1929), одним из главных представителей  витализма  швейцарским
психиатром Блейером (B1еиleг, 1925), автором термина "шизофрения", и  К.
Г. Юнгом (Jung, 1964) в связи с идеей синхронности и архетипическими фе-
номенами. На выреописанных принципах основана следующая классификация:

                    ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

              РАСШИРЕНИЕ ОПЫТА В ПРЕДЕЛАХ ОБЩЕПРИНЯТОЙ
                 РЕАЛЬНОСТИ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

   1. Выход за пределы пространственных границ
      а) переживание двуединства;
      6) отождествление с другими людьми;
      в) отождествление с группой и групповое сознание;
      г) отождествление с животными;
      д) отождествление с растениями и ботаническими процессами;
      е) единство с жизнью и всем творением;
      ж) переживание неодушевленной материи и неорганических
         процессов;
      з) планетарное сознание;
      и) внеземные переживания;
      к) отождествление со всей физической вселенной;
      л) парапсихические феномены, выходящие за пределы прост-
         ранства.

   2. Выход за пределы линейного времени
      а) внутриутробные переживания;
      6) опыт предков;
      в) опыт расового и коллективного бессознательного;
      г) переживания прошлых воплощений;
      д) филогенетические переживания;
      е) переживания планетарной эволюции;
      ж) переживания космогенеза;
      з) парапсихические феномены, выходящие за пределы времени

   3. Физическая интроверсия и сужение сознания

              ЗМПИРИЧЕСКИЙ ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ОБЩЕПРИНЯТОЙ
                  РЕАЛЬНОСТИ И ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ

      а) спиритические и медиумические переживания;
      6) энергетические феномены тонкого тела;
      в) встречи с духами животных;
      г) встречи с духовными учителями и сверхчеловеческими
         существами;
      д) посещение других вселенных-и встречи с их обитателями;
      е) переживание мифологических и сказочных сюжетов;
      ж) встречи с божествами;
      з) переживания универсальных архетипов;
      и) интуитивное понимание универсальных символов;
      к) творческое вдохновение и прометеевский импульс;
      л) опыт Демиурга и переживание космического творения;
      м) опыт космического сознания;
      н) сверхкосмическая и метакосмическая пустот

              ПСИХОИДНЫЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

   1. Синхронные связи между сознанием и материей

   2. Спонтанные психоидные явления
      а) сверхнормальные физические способности;
      б) спиритические феномены и физический медиумизм;
      в) повторяющийся спонтанный психокинез (полтергейст);
      г) неопознанные летающие обьекты (НЛО-феномены)

   3. Намеренный психокинез
      а) ритуальная магия;
      б) целительство и ведовство;
      в) сиддхи;
      г) лабораторный психокинез

   Вышеприведенная классификация представляет собой  полный  список  тех
типов трансперсональных переживаний, которые я набдюдал в  психоделичес-
ких исследованиях, в сеансах холотропного дыхания и в работе со спонтан-
ными эпизодами необычных состояний сознания. Кроме того, здесь  упомяну-
ты психоидные трансперсональные феномены, которые постоянно  описываются
как в мистической, так и в современной литературе, но которые  я  сам  в
своей работе не наблюдал.
   Эта картография в общем согласуется с евечнойэ философией,  хотя  до-
полняет ее и отличается от нее в некоторых деталях. Переживания,  подра-
зумевающие расширение сознания в  пределах  общепринятой  пространствен-
но-временной реальности, приблизительно  соответствуют  астрально-психи-
ческой области нижнего тонкого плана. Большая часть переживаний,  харак-
теризующихся эмпирическим выходом за пределы общепринятой  реальности  и
пространства-времени, принадлежит к высшему тонкому плану. Опыт  оконча-
тельного Божества, или Космического Демиурга (savikalpa samadhi), по-ви-
димому, соответствует нижнему каузальному плану, а  переживание  бесфор-
менного сознания, превосходящего всякую дуальность (nirvikalpa samadhi),
или пустоты (sunyata) - высшему каузальному  плану.  Абсолют,  или  Пре-
дельное, переживается как "таковость" всех уровней или  как  сознание  в
его первоначальном состоянии.
   Необходимо иметь в виду, что трансперсональные переживания не  всегда
осуществляются в чистой форме. Уже упоминалось, например, что  пережива-
ния, характерные дпя той или иной перинатальной матрицы, часто сопровож-
даются специфическими трансперсональными феноменами и  что  биографичес-
кие переживания также могут иметь трансперсональные особенности. Различ-
ные формы трансперсональных переживаний  также  обьединяются  в  группы.
Так, эмбриональные переживания  могут  сопровождаться  филогенетическими
воспоминаниями, переживанием космического единства, архетипическими  об-
разами небес и Рая или видениями различных добрых божеств  или  демонов.
Эти ассоциации очень устойчивы, они отображают важную эмпирическую логи-
ку и глубокие внутренние связи различных феноменов в мире сознания.
   Далее я кратко опишу основные типы  трансперсональных  переживаний  и
проиллюстрирую их типичными примерами.

              РАСШИРЕНИЕ ОПЫТА В ПРЕДЕЛАХ ОБШЕПРИНЯТОЙ
                  РЕАЛЬНОСТИ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

             1. Выход за прелелы пространственных граниы

   В трансперсональных переживаниях человек может обнаружить, что  прос-
транственные границы между ним и остальной Вселенной не являются  фикси-
рованными и абсолютными, и выйти  за  их  пределы.  При  особых  обстоя-
тельствах возможно эмпирическое отождествление с чем угодно  во  Вселен-
ной, в том числе со всем космосом в  целом.  К  этому  типу  трансперсо-
цальных переживаний относится опыт слияния с другим человеком в  состоя-
нии двуединства, превращение в сознание группы  людей,  расширение  соб-
ственного сознания до сознания всего человечества. Возможен также  выход
за пределы человеческого опыта и отождествление  с  сознанием  животных,
растений, даже неорганических объектов и процессов. В пределе можно  пе-
режить даже сознание всей биосферы,  сознание  планеты  или  всей  мате-
риальной Вселенной.

                     а. Переживание двуединства

   Этот тип трансперсонального опыта характеризуется ослаблением и  рас-
творением границ телесного Эго и чувством слияния с другим  человеком  в
состоянии двуединства при сохранении собственной самотождественности.  В
психоделических состояниях, сеансах эмпирической психотерапии, в медита-
ции или в спонтанных эпизодах необычного сознания это  чувство  двуедин-
ства может переживаться как по отношению к окружающим.-  терапевту,  си-
делке, членам семьи, друзьям, - так и целиком во  внутреннем  эмпиричес-
ком пространстве по отношению к людям, не присутствующим на сеансе.
   Опыт двуединства регулярно возникает при переживании  воспоминаний  о
симбиозе с  материнским  организмом  (  "XOpO-  шая  матка"  и  "хорошая
грудьэ). В перинатальных переживаниях такого рода отождествление с  мла-
денцем сменяется отождествлением с матерью и с  обоими  одновременно.  В
состояниях мистического единения со  Вселенной  переживание  двуединства
может включать любой аспект существования - не только людей, но и живот-
ных, растений и неодушевленных объектов.
   Важный пример двуединства - чувство взаимного растворения  с  партне-
ром по сексу (во время генитального соединения или без него). Это  может
происходить спонтанно в повседневной жизни  или  в  рамках  тантрической
практики. В тантрическом пути левой руки (vama marga)  достижение  опыта
космического  единства  посредством  сексуального  союза  с    партнером
(maithuna) является целью сложного ритуала (ралсйа таййга).  Переживание
двуединства возникает также часто в систематических  духовных  практиках
(в особенности в традиции бхакти), когда ученики чувствуют себя  едиными
с гуру.
   Опыт дуального единства часто сопровождается глубоким чувством  любви
и святости события. Существуют специальные упражнения  (как  в  духовных
традициях, так и в современном движении за реализацию человеческих  воз-
можностей), ведущие к такого рода переживаниям: смотрение в  глаза  друг
друга, внимание к дыханию другого, синхронизация дыхания, слушание  бие-
ние сердца друг друга.
   В следующем примере из терапевтического ЛСД-сеанса регрессивное пере-
живание двуединства с матерью во время внутриутробного  существования  и
во время кормления грудью сочетается с переживанием слияния  с  терапев-
том. Пациентка проходила психолитическую терапию по поводу психотическо-
го состояния; краткая история ее терапии описана в моей книге  "ЛСД-пси-
хотерапия" (Gr о f, 1980, pp. 246-51).
   В этот момент Милада приняла позу эмбриона  и,  по-видимому,  находи-
лась в глубокой регрессии. Я отметил значительные и-зменения в ее  лице.
Морщины исчезли, и она выглядела как младенец. Она сообщила, что пережи-
вает удивительное единство со своей матерью. Их чувства не  различались.
Она свободно могла переходить от ощущения себя младенцем в утробе или  y
материнской груди к ощущению себя своей матерью, беременной  или  кормя-
щей. Она могла также быть тем и другим одновременно, не ощущая границ  в
этом едином эмпирическом континууме.
   Открыв глаза, она с большим удивлением  заметила,  что  не  чувствует
границ между собой и мною. Ей казалось, что она может читать мои мысли и
чувства. В некоторых случаях, когда она выражала вслух свои  предположе-
ния, я мог подтвердить их. Вместе с тем она полагала, что я  также  имел
неограниченный доступ к ее психике, так чт.о мог "читать ее, как  откры-
тую книгу". Однако этот аспект ее переживания, очевидно, был  проекцией,
так как я не чувствовал этого. В определенный момент  Милада  обнаружила
также элемент параноидального страха, полагая, что все  ее  мысли  пере-
даются не только мне, но и всем людям на Земле.

                  б. Отождествление с лругими люльми

   Этот тип трансперсональных переживаний тесно связан с  предыдущим.  В
опыте двуединства можно в большей или меньщей степени потерять собствен-
ную самотождественность. Чувство превращения в  другого  человека  может
быть полным и "дожным, включая образ тела, физические ощущения,  эмоцио-
нальные реакции и отношения, процессы мышления, воспоминания,  выражение
лица, типичные жесты и особенности поведения, позы, движения и даже  ин-
тонации голоса. "Есть различные формы, степени и уровни этого  пережива-
ния. Оно может относиться  к  людям,  которые  находятся  поблизости,  к
 реальным людям, которые в данныи момент  отсутствуют,  или  происходить
как часть внутреннего опыта, включающеro протагонистов из  личной  исто-
рии человека, его предков или прошлые воплощения. Эмпирические  отождес-
твления такого рода могут касаться знаменитых  персонажей  прошлого  или
настоящего, даже мифологических и архетипических персонажей.
   Переживание эмоционально значимых биографических воспоминаний, в  ко-
торых действуют другие люди, часто характеризуется поочередным  отождес-
твлением с различными протагонистами, что придает  им  трансперсснальиый
оттенок. Человек может отождествиться со своими родителями, детьми, род-
ственниками, друзьями, знакомыми, учителями Возможно также  отождествле-
ние с известными политиками, учеиыми, религиозными деятелями или  типич-
ными представителями  различных  профессиональных,  этнических,  расовых
групп в прошлом и настоящем.
   Среди знаменитых исторических деятелей,  с  которыми  отождествлялись
люди в моем присутствии, можно назвать Александра  Великого,  императора
Нерона, Клеопатру, Чингисхана,  Леонардо  да  Винчи,  Микеланджело,  св.
Франциска Ассизского, св. Терезу, Авраама  Линкольна,  Ленина,  Сталина,
Мартина Лютера Кинга, Мохаммеда Али, Джона Кеннеди, множество  известных
киноактеров. Отождествление с Христом и Его страданиями типично  в  кон-
тексте БПМ-III. В отличие от переживания прошлых воплощений, такие отож-
дествления не имеют характера воспоминания и  не  включают  чувство  ак-
туального бытия этим человеком.

   Переживание двуединства и отождествления с другими людьми часто  дос-
тупны подготовленным медиумам. Эти переживания не носят в  таком  случае
непредсказуемого и элементарного характера, как  в  психоделических  или
подобных им состояниях, а  намеренно  вызываются  и  контролируются.  Мы
неоднократно были свидетелями этого на лекциях Энни  Армстронг.  Опытные
шаманы, по-видимому, действуют таким же образом  во  время  лечения  или
диагностирования
   В качестве примера этого состояния я хочу  привести  один  случай,  а
именно мощное переживание отождествления с другим человеком, которое моя
жена Кристина испытала во время болезни с повышенной температурой.  Речь
идет о нашем добром друге, покойном антропологе и философе Грегори  Бэй-
тсоне. Он находился тогда в Эсаленском институте с диагнозом  "рак  лег-
ких". Хирурги при проведении пробной операции нашли y него опухоль вели-
чиной с виноградину; опухоль была неоперабельна, и ему пообещали не  бо-
лее четырех недель жизни. Эсаленский  институт  пригласил  его  провести
последние дни в прекрасном окружении на побережье Биг-Сур. Находясь там,
он подвергся разнообразным способам лечения и в результате прожил еще  -
с подъемами и спадами - более даух с половиной лет. Мы много общались  с
ним и его семьей и стали близкими друзьями. Однажды утром Кристина реши-
ла остаться в постели, так как плохо себя чувствовала. Внезапно ее охва-
тило ощущение, что она превращается в  Грегори.  Она  почурствовала  как
будто своими его огромное тело, громадные руки, его  мысли,  его  особый
британский юмор. Она была связана с его болью и каким-то  образом  знала
каждой клеткой своего тела, что он (она) умирает. Это удивило ее,  пото-
му что не соответствовало ее  сознательному  представлению  о  положении
дел. Ему действительно было плохо в те дни, но такое не раз случалось  и
раньше, и не было оснований видеть в этом что-то  более  серьезное,  чем
обычное временное ухудшение.
   Несколькими часами позже к нам пришел Карл Саймонтон, наш друг, нахо-
дившийся тогда в Эсалене и лечивший Грегори своим методом  визуализации.
Он рассказал, что когда проводил с Грегори этим утром сеанс, тот внезап-
но отказался продолжать и произнес: "Я больше не хочу  этого  делать.  Я
хочу умеретьэ. Они позвали жену больного Лоис, и стали говорить о  приб-
лижающейся смерти. Время этого эпизода точно совпадало с моментом,  ког-
да Кристина пережила отождествление с Грегори.
   Кристина двойственно отнеслась к этому эпизоду. С одной стороны,  это
было непреднамеренным вмешательством в ее сознание, что казалось  пугаю-
щим. С другой - за эти несколько минут она узнала о Грегори больше,  чем
за несколько лет обычного взаимодействия. Ясно, что  переживания  такого
рода были бы бесценными для диагноза и терапии, если бы полностью подда-
вались управлению.

           в. Отожлествление с группой и групповое сознание

   Дальнейшее расширение сознания и растворение границ -  опыт  отождес-
твления с группой людей, имеющих общие расовые,  национальные,  культур-
ные, идеологические, политические или профессиональные характеристики. В
иных случаях общим знаменателем могут быть качества физических или  эмо-
циональных переживаний или сводящая людей вместе судьба.
   В трансперсональных переживаниях такого рода человек настраивается на
групповое сознание, например, веками гонимых евреев, христианских  муче-
ников, пытаемых римлянами, жертв  инквизиции,  узников  концентрационных
лагерей. В подобном переживании можно прочувствовать  религиозный  порыв
мусульман, направляющихся в Мекку, индусов, поклоняющихся  Гангу,  фана-
тизм членов религиозных сект вроде  флагеллантов,  русских  скопцов  или
"людей Святого Духа".
   Эти переживания могут достигать необыкновенной глубины,  интенсивнос-
ти и объема. Можно пережить страдания всех тех солдат,  которые  полегли
на полях сражений с начала истории человечества; огонь в  груди  револю-
ционеров всех времен, стремящихся свергнуть тиранию; любовь, нежность  и
самоотверженность всех матерей мира, заботящихся о своих детях,
   Постепенное исчезновение границ может привести к переживанию отождес-
твления с социальными или политическими группами, населением целой стра-
ны или континента, всеми людьми определенной расы,  всех  последователей
одной из великих мировых религий. В конце концов,  можно  отождествиться
со всем человечеством и пережить "человеческое состояниеэ как таковое  -
со всеми его радостями, гневом,  с'трастями,  печалями,  трагичностью  и
славой.
   Многочисленные свидетельства трансперсональных переживаний  подобного
рода описаны в духовной литературе как опыт  пророков,  святых,  великих
религиозных деятелей всех времен. Удивительное открытие современных  ис-
следований сознания состоит в том, что такие переживания в  определенных
условиях доступны каждому.
   Я проиллюстрирую этот тип трансперсональных переживаний двумя  приме-
рами. Первый взят из психоделического сеанса с высокой  дозой  ЛСД  пси-
хиатра, который только что вернулся  из  пятинедельного  путешествия  по
Индии.

   В этот момент я был переполнен воспоминаниями о моем  недавнем  путе-
шествии в Индию. Большое впечатление на меня произвел диапазон  различий
в уровне жизни в этой стране - от глубочайшей, немыслимой нищеты, грязи,
болезней и смерти до вечной красоты  тончайшей  храмовой  архитектуры  и
скульптуры и высочайших достижений человеческого духа, Прежде чем я  по-
нял, что происходит, в моих переживаниях сместился акцент. Я уже не  был
гостем и наблюдателем, я отождествился  со  всем,  что  видел.  А  затем
спектр моих переживаний вышел за границы моих актуальных воспоминаний об
Индии. Я обнаружил, что стал НАРОДОМ ИНДИИ! Как ни трудно себе это пред-
ставить с точки зрения обыденного сознания, но я чувствовал себя  огром-
ным организмом, разветвлениями и составными частями которого  были  бес-
численные миллионы людей, населяющих Индийский  полуостров.  В  качестве
параллели я могу привести лишь человеческое тело: каждая его клетка  яв-
ляетсяи.самостоятельной единицей, и одновременно с этим  бесконечно  ма-
лой частью целого. Сознание и самосознание организма отражает  целое,  а
не отдельные части. Таким же образом я был огромным  сознательным  един-
ством - населением Индии.
   Вместе с тем я мог отождествитьсй с прокаженными и нищими  на  улицах
Бомбея и Калькутты, торговцами сигаретами и жареными орехами, голодающи-
ми или умирающими на дорогах  детьми,  толпой  благочестивых  участников
священных омовений в Ганге или жертвами самосожжений в Бенаресе,  нагими
садху, лежащими в симидхи в снегах  Гималаев,  смущенными  невестами  на
брачных церемониях, сказочно богатыми махараджами
   Вся слава и вся нищета Индии явились в моем переживании  как  различ-
ные элементы космического организма, божества  невообразимых  пропорций,
миллионы рук которого протягивались ко мне и становились всеми воэможны-
ми аспектами моего сущсствования. Переживания невероятной глубины и мас-
штаба наполняли мое существо; я чувствовал неописуемую связь с Индией  и
ее народом. Следующий пример является  рассказом  индейца  виннебаго  по
имени Разящий Гром о переживаниях после приема пейота. Он  принял  учас-
 тие в церемонии, с тем чтобы найти облегчение от чувства глубокой  вины
и отчуждения. В свое время индеец солгал своему народу, притворяс",  что
y него было видение, и впоследствии предался пьянству  и  разврату.  Его
жизнь описана в "Автобиографии индейца виннебаго" Поля  Рейдина  (йаdin,
1920).

   Все мы, сидевшие здесь, имели один дух, или одну дущу Я  научился  по
крайней мере этому. Я внезапно стал духом, и я был их духом, или  душой.
Что бы они ни подумали, я немедленно узнавал это. Мне не нужно было  го-
ворить им что-либо и получать ответ, чтобы знать, что они думают.

                   г. Отождествление с животными

   Этот трансперсональный опыт состоит в полном и реалистичном  отождес-
твлении с особями различных видов животных. Чаще всего встречается отож-
дествление с млекопитающими, птицами, рептилиями, амфибиями и  различны-
ми рыбами. Однако возможно отождествление и с более  примитивными  орга-
низмами - насекомыми, гастроподами (улитками и слизняками),  брахиопода-
ми (моллюсками), цефалоподами (осьминогами и головоногими) и кишечно-по-
лостными (морскими анемонами и медузами). Эмпирическое отождествление  с
различными животными может быть предельно подлинным и убедительным.  Оно
включает образ тела, специфические физиологические ощущения, инстинктив-
ные влечения, уникальное восприятие среды  и  эмоциональные  реакции  на
нее. Специфические характеристики отличают эти феномены от обычного  че-
ловеческого опыта, часто превосходя всякое воображение.
   В холотропном состоянии сознания можно получить эмпирический доступ к
тому, что чувствует любопытная кошка, испуганный орел,  голодная  кобра,
сексуально возбужденная черепаха, дышащая  жабрами  акула.  Отождествив-
шись с угрем во время его самозабвенного путешествия вверх  по  рекам  и
ручьям, можно понять его стремление; можно почувствовать импульсы и ощу-
щения паука, плетущего сеть, или таинственый процесс развития бабочки из
яйца, через стадии гусеницы и кокона.
   Подобные переживания могут сопровождаться получением богатейших  зна-
ний о животных и их жизни. Многочисленные клинические наблюдения  такого
рода находят независимое подтверждение в книге Лэмба "Волшебник  с  вер-
ховьев Амазонки" (LamЬ, 1971). Эта книга во многом похожа на серию  Кар-
лоса Кастанеды, описывающего свое обучение y мексиканского колдуна  Дона
Хуана. В этой истории, происходящей в джунглях Амазонки в  начале  века,
полуграмотный шаман перуанских индейцев амахуака в своих видениях,  выз-
ванных приемом аяхуяски (йаге) - психоделического снадобья  из  джунгле-
вой лианы Banisteriopsis caapi, видит появление белых людей, ищущих кау-
чук. Он посылает воинов, чтобы захватить определенного молодого  челове-
ка и обучает его своему ремеслу, готовя к роли культурного посредника.
   Обучение охотников племени амахуака предполагает  групповое  принятие
аяхуаски. Под влиянием этого психоделика y участников возникают  видения
животных, на ксторых охотится племя. Они  могут  настроиться  на  них  и
отождествиться с ними настолько полно, что непосредственно узнают об  их
инстинктах и привычках, что увеличит их охотничий успех,  поскольку  они
всегда могут переходить от сознания охотника к сознанию животного и  пе-
рехитрить свою жертву.
   Первый пример, который я хочу здесь привести, относится к  ЛСД-сеансу
одного серьезного исследователя, решившего после знакомства с моими кни-
гами поделиться со мной своими записями.

   Затем y меня было очень реальное переживание превращения  в  орла.  Я
парил, искусно используя воздушные течения и тончайшие изменения положе-
ния крыльев. Я просматривал глазами территорию под собой в поисках  жер-
твы. Все, что я видел на земле, казалось увеличенным, как будто я  смот-
рел через бинокль. Я мог разглядеть мельчайшие детали поверхности земли.
Я, повидимому, реагировал на изменения в визуальном поле. Как  только  я
замечал движение, мои глаза как бы примерзали к  этому  месту  и  давали
большее увеличение. Это было похоже на туннельное видение, смотрение че-
рез длинную узкую трубу. Чувство, что мои переживания точно  воспроизво-
дят механизм видения хищных Следующая иллюстрация принадлежит  отчету  о
систематическом самоисследовании молодой женщины; оно началось во  время
занятий по холотропному дыханию и продолжилось на психоделическом  сеан-
се. Отождеетвление с животным интересным образом сочетается здесь с  мо-
тивом ритуального танца, представляющего это животное.

   Несколько лет назад на дыхательном сеансе y Грофов я  превращалась  в
большую кошку - тигра или ягуара, - прыгающую и  нападающую  с  открытой
пастью. Это переживание произвело на меня сильное впечатление, и я зари-
совала его.
   Примерно год спустя на терапевтическом психоделическом сеансе я  сно-
ва соединилась с кошачьей энергией. Я чувствовала себя молодой  африкан-
ской женщиной, танцующей ритуальный танец, подражая львице. Давая  свое-
му телу двигаться в ритме этого танца, я почувствовала  особые  движения
плеч, верхней части спины, шеи и головы. У меня  было  сильное  чувство,
что я не только представляю львицу, но действительно становлюсь ею.

   Я почувствовала, что львица определяет свою потребность в пище не  по
ощущениям в желудке; втягивание головы между  поднятыми  плечами  позво-
ляет ей почувствовать, нужна ли ей пища,  чтобы  получить  жир,  который
скапливается y нее между лопатками. У меня не оставалось сомнений по по-
воду функций большой подушечки на шее и плечах больших кошек, хотя  я  и
не занялась подтверждением этого факта.
   Через две недели я слушала образовательную передачу относительно  ве-
са тела. Лектор Уильям Беннет коротко сопоставлял способы накопления жи-
ра y человека и y животных. Он описывал так называемый "коричневый жир",
не свойственный человеку, но обычный для некоторых  животных.  Этот  жир
откладывается y них в виде подушечки около  лопаток,  и  его  количество
должно поддерживаться на определенном уровне, чтобы обеспечивать  доста-
точную энергию организму животного.

   Последний пример принадлежит Питеру Стэффорду, принимавшему  йаге  со
своими друзьями в Огненной долине около Лас-Вегаса (Aaronson and Osmond,
1970)
   Поверхность воды мерцала и манила к себе. Скоро мы спустились к кром-
ке воды, полные желания потянуться и поплавать, погрузиться в воду, зак-
ружиться в водовороте. Единственной помехой был купальный костюм,  кото-
рый казался таким ненужным и неестественным! Тем более что я стал змеей,
извивающейся в воде. Я нырял и выныривал из топи. Через некоторое  время
я почувствовал себя лягушкой и начал двигаться длинными  толчками.  И  в
том и в другом случае вода казалась естественной средой обитания, а зем-
ля была чем-то далеким, чужим и пугающим.
   Через некоторое время мой ум решил, что мне  хочется  влезть  на  не-
большую горку, которая выглядывала из этого прекрасного окружения, но  в
это время я был морским львом, так что мне трудно было вылезти на  сухую
землю. Вылезши из воды, я почувствовал себя странным,  нелепым,  неумес-
тным.
   Когда, я говорю, что чувствовал себя то одним  водным  созданием,  то
другим, это вовсе не означает, что я чувствовал себя скользким или змее-
подобным. Это переживание было особенным, не похожим ни на что, испытан-
ное мною прежде как физически, так и психически. Под  действием  йаге  я
сознавал, что y меня другая память: я потерял свою  нормальную  самотож-
дественность. Это не было змпатией по отношению к тому, что могла бы, по
моему мнению, чувствовать змея или лягушка, я полностью был  лягушкой  и
змеей, так что мог бы недоумевать по поводу того, что чувствуют людИ  по
отношению ко мне,
   Так что же означает тот факт, что я под действием йаге не просто "со-
переживал змее", но в некотором смысле был змеей, каким-то образом  дос-
тиг уровня опыта, где я мог  войти  в  соприкосновение  с  потенциальной
"змеиностью" во мне? Что значит, что я разложил свои восприятия  на  но-
вые, совершенно иные категории?

      л. Отождествление с растениями и ботаническими процессами

   Трансперсональные переживания, связанные с растительной жизнъю,  час-
то встречаются в необычных состояниях сознания, хотя и реже,  чем  отож-
дествление с животными. В этой эмпирической  области  человек  чувствует
себя отождествившимся с различными растениями, частями растений, даже  с
физиологическими и биохимическими процессами в них.  Он  может  пережить
превращение в дерево, полевой или садовый цветок,насекомоядное растение,
водоросль, океанский планктон, даже культуру бактерий или отдельную бак-
терию. В холотропном модусе можно эмпирически отождествиться с  корневой
системой дерева, занятой водным и минеральным обменом, с циркуляцией со-
ка в коре, с листом во время фотосинтеза, с прорастающим зерном, с  про-
цессом опыления или клеточного деления во время вегетативного  роста.  В
некоторых случаях люди рассказывали, что были  свидетелями  ботанических
процессов на субклеточном и молекулярном уровнях, эмпирически  осознава-
ли деятельность митохондрии или биохимические процессы, лежащие в  осно-
ве производства ауксинов, растителъных пигментов, жиров и сахаров,  аро-
матических веществ и различных алкалоидов. Опыт сознания растений  пред-
ставляет собой интересную категорию трансперсональных  феноменов.  Сколь
бы абсурдным это ни казалось здравому смыслу традиционного ученого,  эти
переживания невозможно считать просто фантазией. Они независимо друг  от
друга происходят y многих людей на определенной стадии  эволюции  созна-
ния и обладают качеством подлинности, которое нелегко передать  словами.
Часто они дают человеку новое глубокое понимание соответствующих процес-
сов и ведут к важным философским и духовным прозрениям. Наиболее  важное
из этих прозрений - осознание особого качества и  чистоты  существования
растений, делающих их образцом для духовной жизни человека. В отличие от
животных и человека, растения в своей основной массе не убивают и не ве-
дут хищнический образ жизни. Они живут  в  непосредственном  контакте  с
солнцем - жизнедающим принципом нашей планеты и непосредственным выраже-
нием творческой энергии космоса. Растения трансформируют  эту  космичес-
кую энергию в формы, которые могут быть полезны другим организмам.  Осо-
бенно важно в этом контексте то, что они снабжают все прочие формы  жиз-
ни кислородом, оказываясь таким образом абсолютно необходимыми для обес-
печения жизни на нашей планете. Другим важным аспектом  является  непос-
редственный контакт растений со всеми остальными  элементами  -  землей,
водой и воздухом.
   Не убивая, не охотясь и не эксплуатируя другие организмы, многие рас-
тения вместе с тем сами служат источником пищи,  минералов  и  витаминов
для других форм жизни. Кроме того, они используются и иными способами  в
жизни человека, обеспечивая его многими материалами и веществами и  при-
нося ему красоту и радость. Жизнь растений  не  искажена  неестественным
стремлением стать чем-то иным, чем они есть на самом деле,  болезненными
сожалениями о прошлом, конфликтами по поводу несовпадения целей или  за-
ботой о будущем, Они воплощают в себе чистое существование "здесь и сей-
час", в полном контакте со своим непосредственным  окружением,  что  яв-
ляется идеалом многих мистических школ.  У  некоторых  людей  очарование
чистотой растительного царства и отвращение к убийству, порожденное  пе-
ринатальными переживаниями, могут привести к переходу на  вегетарианское
питание.
   Деревья-долгожители  -  вроде гиганских сейквой и красного дерева или
маленьких колючих сосен - часто олицетворяют собой в  переживаниях  сос-
тояние невозмутимого, сосредоточенного и вневременного сознания, незави-
симого от суеты и перемен мира. Переживание отождествления с  растениями
часто дает глубокое понимание того, почему некоторые растения  считались
в определенных культурах священными (например, баньян в Индии,  лотос  y
индусов и египтян, омела y друидов, кукуруза y североамериканских и  юж-
ноамериканских индейцев),
   Наиболее непосредственные прозрения в духовные аспекты  жизни  расте-
ний связаны с видами, которые считались священными  и  использовались  в
ритуалах различных культур или групп в связи со своими  психоделическими
качествами. Среди растений-психоделиков, игравших важную роль  в  духов-
ной жизни человека, можно назвать легендарную ведическую  сому,  до  сих
пор не идентифицированную ботанически,  африканскую  эбогу  (Tabernanthe
iboga), различные виды  конопли  (Cannabis  sndica  и  sativa),  мухомор
(Amanita тиясппп), мексиканский священный гриб  теонанакатль  (Psilocibe
mexicana), визионерский кактус  пейот  (Lophophora  milliamsii),  семена
вьюнка,  или  ололиукви  (Turbina  corymbosa),  и    амазонскую    лиану
Banisteriopsis caapi - основной ингредиент йаге или пяхупски.  Понимание
роли этих растений в духовной жизни человека наиболее естественно  может
прийти вместе с испытанием их специфического психоделического действия.
   Типичный пример отождествления с растением приведен во  второй  части
этой книги, при обсуждении терапевтических механизмов.

Из коллекции PsyTechServer'а    (c) 1997-2004